Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании

1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы отличаются др. от др. по форме, по-разному ориентированы в пространстве и соединяются др. с др. в разных сочетаниях. *ч-к состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа (причина активности тела) - состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они придают движение телу. *после смерти ч-ка тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому душа тоже смертна. *душа есть и у живых существ. Разница м\у чел-м, жив-ми, и более низкими формами жизни не качественная, а количественная-у ч-ка атомов души >, чем у животных. *душа нах-ся в нескольких частях тела-в голове(разумная часть), груди(мужественная часть) и в органах чувств. *душа не существует вне тела. Арисдвтель-«трактат о душе». Душа- форма живого органического тела, суть тела, делает тело живым (без души тело -труп); -то, что позволяет телу сущ-тъ; - причина и цель всех действий тела. Все эти понятия Аристотель объея-ет в понятие «энтелехия». Идеалистич. направление -Платон: Душа-- *выступает в качестве начала, посредствующего м\у миром идей и чувственных вещей; Существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. В своем первобытном состоянии оно составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве;

*бессмертна, тело^разложимо и^ленно: ""представляет собой суть предмета, выражая цель его существования^ Выделил 3 вида души: 1)растительная- способна к размножению и питанию (2 функции). 2)животная- помимо 2х растительных ф-ций+стремлением(чув-ми), движением, ощ-ем и П-тью(6 ф-ций). 3) разумна (только у ч-ка) жив-ые и растительные ф-ции + способ-ть к мыш-ю. => в 1ыe идея генезиса Р-тия. Античные взгляды о душе просуществовали до 18 века. 2 этап- New взгляд на соотнош-е души и тела рассматривал-Рене Декарт -новое понимание психики: *0н избирая new способ исслед-ия oткaзьвaeтcя Q-ro oпиcaния "Я" и обращается только к рассмотрению своих мыслей(сомнений),т.е.S-ых состоянии. *Подмыш-ем он понимал все, что происходит в нас т.о., что мы воспринимаем непосредственно сами собой. *Сопостовляя телесную и духовные субстанции, приходит к выводу о полнейшей разнице м\у душой и телом к-ая состоит в том, что тело всегда делимо, а.дух не дeлим=>нeзaвиcимoe сущест-ние души и Тела. *Для определения сути чел. души, психики он вводит критерий сознания. Единственное средство познания души- внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Намечает непосредственный путь познания сознания. Сознание- есть то, как оно выступает в самонаблюдении. New П-ия.зародившаяся в кон. 19 века восприняла идеи Декарта Основатель соврёмен. эксперёментал. Y-ии - Вильгельм Вундт: *B 1879г.1-ая в мире эксперемент.-психол. лаборатория в Лейбциге. *он исследовал ритмичность сознания, сознания сдособ-ть к укруплению единиц сознания(в М-ии и апперцепции), предметом Y-ии-непосредств. опыт S-та или его сознание,а точнее - эл-ты сознания. *3 эл-та сознания ощ-ие, представление, чувства, поэт. П. Вундта получила название S-ной Y-ии. *метод Y-ии-самонаблюдение {интроспекция). Идеи Вундта были продолжены амер. пс-гом Эдвардом Титченером: свою теорию назвал структурализмом, т.к. считал что предметом Y-ии - должно статъ~содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. *психика и сознание -тождественны, а все находящееся за пределами сознания- физиология. Сознание- чел-ий опыт в его зависимости от переживающего S-та. Сам опыт состоит из простейших эл-тов- ощ-ий, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции. Сознание имеет собствен, стр-ру и содержание, скрытое за протекающими в нем явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действит-ти скрыты реальные пр-сы, изучаемые физикой и химией. Амер. структур-зм был в борьбе с амер. функционализмом. В Джеме - основоподвжник функц-зма,_ *идея о потоке сознания, т.е. непрерывности работы чел. сознания. *Сознание не только неприрывно, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отражение др.

*исслед-е законов, по к-ым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав. задачу Y-гии. В этом пр-се и была глав. причина разногласий м\у функц-змом и струк-змом. В отлич. от Титченера для Джемса первичным явл. не отдел. эл-т сознания, а его поток как динамическая ценность. При"этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его стр-ры.