Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании

1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы отличаются др. от др. по форме, по-разному ориентированы в пространстве и соединяются др. с др. в разных сочетаниях. *ч-к состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа (причина активности тела) - состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, т.к. они придают движение телу. *после смерти ч-ка тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому душа тоже смертна. *душа есть и у живых существ. Разница м\у чел-м, жив-ми, и более низкими формами жизни не качественная, а количественная-у ч-ка атомов души >, чем у животных. *душа нах-ся в нескольких частях тела-в голове(разумная часть), груди(мужественная часть) и в органах чувств. *душа не существует вне тела. Арисдвтель-«трактат о душе». Душа- форма живого органического тела, суть тела, делает тело живым (без души тело -труп); -то, что позволяет телу сущ-тъ; - причина и цель всех действий тела. Все эти понятия Аристотель объея-ет в понятие «энтелехия». Идеалистич. направление -Платон: Душа-- *выступает в качестве начала, посредствующего м\у миром идей и чувственных вещей; Существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. В своем первобытном состоянии оно составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве;

*бессмертна, тело^разложимо и^ленно: ""представляет собой суть предмета, выражая цель его существования^ Выделил 3 вида души: 1)растительная- способна к размножению и питанию (2 функции). 2)животная- помимо 2х растительных ф-ций+стремлением(чув-ми), движением, ощ-ем и П-тью(6 ф-ций). 3) разумна (только у ч-ка) жив-ые и растительные ф-ции + способ-ть к мыш-ю. => в 1ыe идея генезиса Р-тия. Античные взгляды о душе просуществовали до 18 века. 2 этап- New взгляд на соотнош-е души и тела рассматривал-Рене Декарт -новое понимание психики: *0н избирая new способ исслед-ия oткaзьвaeтcя Q-ro oпиcaния "Я" и обращается только к рассмотрению своих мыслей(сомнений),т.е.S-ых состоянии. *Подмыш-ем он понимал все, что происходит в нас т.о., что мы воспринимаем непосредственно сами собой. *Сопостовляя телесную и духовные субстанции, приходит к выводу о полнейшей разнице м\у душой и телом к-ая состоит в том, что тело всегда делимо, а.дух не дeлим=>нeзaвиcимoe сущест-ние души и Тела. *Для определения сути чел. души, психики он вводит критерий сознания. Единственное средство познания души- внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Намечает непосредственный путь познания сознания. Сознание- есть то, как оно выступает в самонаблюдении. New П-ия.зародившаяся в кон. 19 века восприняла идеи Декарта Основатель соврёмен. эксперёментал. Y-ии - Вильгельм Вундт: *B 1879г.1-ая в мире эксперемент.-психол. лаборатория в Лейбциге. *он исследовал ритмичность сознания, сознания сдособ-ть к укруплению единиц сознания(в М-ии и апперцепции), предметом Y-ии-непосредств. опыт S-та или его сознание,а точнее - эл-ты сознания. *3 эл-та сознания ощ-ие, представление, чувства, поэт. П. Вундта получила название S-ной Y-ии. *метод Y-ии-самонаблюдение {интроспекция). Идеи Вундта были продолжены амер. пс-гом Эдвардом Титченером: свою теорию назвал структурализмом, т.к. считал что предметом Y-ии - должно статъ~содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. *психика и сознание -тождественны, а все находящееся за пределами сознания- физиология. Сознание- чел-ий опыт в его зависимости от переживающего S-та. Сам опыт состоит из простейших эл-тов- ощ-ий, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции. Сознание имеет собствен, стр-ру и содержание, скрытое за протекающими в нем явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действит-ти скрыты реальные пр-сы, изучаемые физикой и химией. Амер. структур-зм был в борьбе с амер. функционализмом. В Джеме - основоподвжник функц-зма,_ *идея о потоке сознания, т.е. непрерывности работы чел. сознания. *Сознание не только неприрывно, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отражение др.

*исслед-е законов, по к-ым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав. задачу Y-гии. В этом пр-се и была глав. причина разногласий м\у функц-змом и струк-змом. В отлич. от Титченера для Джемса первичным явл. не отдел. эл-т сознания, а его поток как динамическая ценность. При"этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его стр-ры.


Развитие внимания в дошкольном возрасте
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными ...

Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)
Таблица 3. Данные исследования методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) № исследуемого п/п Уровень коммуникативно-организаторских способностей 1 3 2 4 3 3 4 5 5 5 6 3 7 2 8 4 9 4 10 4 11 3 12 3 13 3 ...

Теоретический анализ проблемы рефлексии и общения в подростковом возрасте. Понятие рефлексии в научном мире
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, характера, отношений к себе и к другим, своих задач ...