Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрастеСтраница 2
При анализе поведения юношей и девушек следует учитывать различия в характере их психики и деятельности. Известно, что юноши создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу, поскольку нарушения у девушек более «тихие». Отрицательные проявления у девушек обычно носят боле скрытый характер. Известно, что «трудные» юноши в сравнении с «трудными» девушками более шумливы, но «трудные» девушки, зато значительно более «трудны». Причина этого лежит в особенностях женской психики, женского сознания. Большая эмоциональность и импульсивность женщин при наличии плохих привычек затрудняют выработку правильной линии поведения. Девушки больше, чем юноши, склонны апеллировать к старшим в случае каких-либо конфликтов или затруднений. Поскольку истец всегда выступает в качестве потерпевшей стороны, невольно предполагается, что если девушка жалуется на юношу, то, так или иначе, он повинен. Юноши же в аналогичных случаях жалуются значительно реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли зачинщиков каких-либо конфликтов и междоусобиц. Общая активность юношей и девушек в целом одинакова. Однако девушки обладают большей исполнительностью. Зато круг интересов юношей шире, чем у девушек. В соответствии с этим у них больше и словарный запас, особенно за счет общих понятий. В речи юношей преобладают слова, передающие действия (глаголы и междометья), тогда как девушки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения). Юноши более подвижны, непоседливы, смелее ведут себя на уроках. Они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться в ответе; девушки же поднимают ее реже, хотя и отвечают правильно, то есть знают не хуже. Заметны различия в учебных интересах. Обычно юноши больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наименее любимы у них русский язык и иностранные языки. Девушки предпочитают гуманитарные предметы. Девушки более терпеливы, аккуратны, добросовестны. Когда они уверены в том, что следует делать, они чаще ждут разъяснений учителя, тогда как юноши чаще предлагают ему свои попытки решения. Девушки более эмоциональны, чем их сверстники мужского пола. Они ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, их легче растрогать, заставить смеяться или плакать. Они более самолюбивы и обидчивы, скорее обижаются, когда над ними подшучивают, и часто проявляют особую чувствительность к порицанию, высказанному в иронической форме, реагируя при этом, прежде всего на насмешливый тон говорящего, а потом уже на содержание его слов.[22]
Научные исследования показали, что сексуальное поведение старшеклассника зависит от того, насколько важное значение он ему придает и с удовлетворением каких субъективных потребностей связывает. Важность его признается достаточно большой при высоком самоуважении и напряжении жизненных событиях, а при недостаточном опыте общения с противоположным полом значимость снижается. Выявлена связь сексуальной активности молодежи с отклоняющимся поведением. Одни исследователи считают, что эта активность способствует девиантности поведения, другие видят в последнем почву для вседозволенности. Как бы то ни было, высокая сексуальная активность подростка ставит перед воспитателями вопрос о возможной вовлеченности его в девиантную среду и в сексуально-активное окружение, которые взаимосвязаны. Поиск таких сред активизируется при наличии напряженных жизненных ситуаций. Понятно, что на сексуальное поведение подростка сильно влияет познавательно-мотивационная сфера личности, свойства темперамента и характера. Также сексуальное поведение подростков и старшеклассников зависит от широкого круга социальных и психологических факторов: макросоциальных, средовых и т.д. Еще можно сказать о том, что у старшеклассников заметное затруднение сексуального поведения связано с застенчивостью. В значительной степени она вызвана присущим многим старшеклассникам интроверсий, а у мужчин нередко связана также с невротизмом.[23]
Оценка мотивации к достижению цели – к успеху
Для определения уровня мотивации в ходе социологического опроса к каждому бланку прилагался тест на оценку мотивации к достижению цели – к успеху (прил. 4).
Таблица 17. Оценка мотивации к достижению цели - к успеху
категории
м
ж
среднее
бюджетники
Вновь поступившие
очники
62,0±2,7
58,0±4,8
60,8±2,2 ...
Влияние науки на социальное взаимодействие
Как показал Бэк (Back, 1963), общественные науки вполне можно рассматривать как растянутую коммуникативную систему. При проведении исследований ученые получают сообщения, передаваемые им [испытуемыми] субъектами. В чистом виде такие сообщения для исследователя являются всего лишь “шумом”. Научные теории служат декодирующими устройствами ...
Теоретические основы использования компьютерных технологий в коррекции
нарушения чтения у детей младшего школьного возраста. Психология
овладения актом чтения в норме у детей младшего школьного возр
Проблема обучения чтению - одна из важнейших в педагогическом процессе и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев [2], М.С. Васильева [7], В.И. Городилова [11], Л. И. Климанова [24], Р.Ф. Спирова [41] и др. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвига ...