Результаты второго этапа исследования
Страница 2

Таким образом, подростки экспериментальной группы имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками контрольной группы. Однако мы считаем эту разницу незначительной.

Шкала психотизма (P).

В результате анализа результатов по данной шкале мы установили, что подростки экспериментальной группы имеют, в основном, средние показатели по психотизму – 26 (68, 4 %). 10 (26, 3 %) – высокие, 2 (5, 3 %) – низкие. Можно сделать вывод о том, что у подростков, независимо от наличия или отсутствия состояния одиночества, присутствует склонность к риску, средняя склонность к эмпатии, понимании других людей, иногда присутствует враждебность, подозрительность по отношению к окружающим людям. Экспериментальная и контрольная группы обладают практически одинаковым средним баллом по этой шкале: X = 6.2, Y= 6.1.

Т а б л и ц а 4. 3

Результаты исследования психотизма подростков

Уровень  

Группы подростков

Экспериментальная

(в процентах)

Контрольная

(в процентах)

Высокий

26, 3

26, 3

Средний

68, 4

65, 8

Низкий

5, 3

7, 9

Кроме того, у испытуемых контрольной группы исследование выявило следующее: низкий психотизм у 3 (7, 9 %) испытуемых, средний – у 25 (65, 8 %), высокий – у 10 (26 ,3 %).

То есть данные этой шкалы, согласно нашему исследованию, не подтверждают утверждение Г.Айзенка о том, что у одиноких людей бывает высокий показатель психотизма. Таким образом, высокий психотизм мы не считаем личностной особенностью подростков, чувствующих себя одинокими.

Итак, результаты проведённого исследования с помощью личностного опросника «НЭП» показывают, что наиболее значимые данные были получены по шкале экстраверсии-интроверсии. То есть подростки, входящие в контрольную группу, более открыты и направлены во внешний мир, чем подростки экспериментальной группы. Остальные качества (нейротизм и психотизм), в силу отсутствия различий в показателях контрольной и экспериментальной группы, мы не считаем личностными особенностями подростков, испытывающих состояние одиночества.

Для исследования самооценки учащихся

Для исследования коммуникативных качеств подростков была использована методика определения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»).

Анализ данных «КОС» показал следующее. Из экспериментальной группы 12 (31, 6 %) испытуемых показали высокий и высший уровень развития коммуникативных качеств. Они быстро адаптируются, легко находят друзей, эффективно общаются с окружающими людьми. Причина того, что они считают себя одинокими, вероятно в том, что они не удовлетворены качеством своих социальных связей. Средний уровень развития коммуникативных качеств зафиксирован у 6 (15, 8 %) подростков, что говорит об их стремлении к общению с людьми, но им недостает коммуникативных навыков и умений. 20 (52, 6 %) получили низкий и очень низкий балл по данному тесту. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно и неуверенно в компании, им трудно установить контакт с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой.

Т а б л и ц а 4. 4

Результаты исследования коммуникативных качеств подростков

Уровень

коммуникативных

качеств

Группы подростков

Экспериментальная

(в процентах)

Контрольная

(в процентах)

Высокий

31, 6

60, 5

Средний

15, 8

26, 3

Низкий

52, 6

13, 2

Страницы: 1 2 3


Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, к ...

Практическое исследование об особенностях развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования
В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности развития в дошкольном возрасте таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Исходя из этого, выделяем следующую цель исследования: исследование о существовании связи между восприятием, вниманием, памятью дошкольника. Объектом исследования явля ...

Профориентация как комплексная соц.-психологич. проблема.
Профориентация(ПО)- Не явл. сасостоят. науч. дисциплиной, явл. прикладной Д-тью. Это сис-ма гос. мероприятий: психологич., педагогич., юрид-их, экономич., политич., физиолог-их и мед-ых. Сис-ма мероприятий по ознакомлению с миром профессий, содействию в выборе профессии сообразно желанию, склонностям, интересам с учетом его спос-тей, во ...