Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема в разработках на современном этапе.
Страница 2

Статьи по психологии » Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии » Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии в отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема в разработках на современном этапе.

1. тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

2. сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;

3. истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция [24; 31 - 51]. www.eduinfluence.ru

Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания [10; 334]. Биологическая же функция стресса - адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий как физических, так и психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое физиологическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются физиологическое состояние и реакции организма. В целом, стресс, это нормальное явление в здоровом организме, которое способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы [10; 334]. Во время стресса может увеличиваться уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также могут появиться галлюцинации и изменяются динамические характеристики психических процессов.

Другую концепцию стресса разработал в 1966 году Р. Лазарус [22; 864 – 869]. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат "первичная" и "вторичная" когнитивные оценки ситуации. Индивид первоначально классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем - в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, свойств стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.

Итогом исследований Р.Лазаруса явилась дефиниция понятия копинга, которое он обозначил как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. На основе принятой дефиниции копинга была предложена трехфакторная модель копинг-механизмов, состоящая из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.

Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Поведение индивидуума, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом личностных и средовых копинг-ресурсов определяется как копинг-поведение. Базовой составляющей этой модели являются копинг-стратегий, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс. Эта трехфакторная модель копинг-механизмов является базовой и до настоящего времени, а все последующие исследования в этой области шли по пути большей дифференциации копинг-процессов и попыток объяснить выбор индивидуумом той или иной копинг-стратегии [22; 864 – 869].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватно ...

Рангово-бисериальный коэффициент корреляции
В тех случаях, когда одна переменная измеряется в дихотомической шкале (переменная X), а другая в ранговой шкале (переменная Y), используется рангово-бисериальный коэффициент корреляции. Мы помним, что переменная X, измеренная в дихотомической шкале, принимает только два значения (кода) 0 и 1. Особо подчеркнем: несмотря на то что этот к ...

Индивид.-психологические особен-ти личности. Характер и темперамент
К индив.-психолог, особенностям относят: 1. Половозрастные особенности, которые распадаются на возрастные стадии эволюции и онтогенез полового диформизма. 2.Индивидуально-типические свойства: конструкция индивида; 2)функциональная асимметрия; 3)нейтродинамические свойства мозга. Данные индив.-психол. свойства являются первичными. Они оп ...