Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль
деятельности педагога. Диагностика профессионального
выгорания у педагоговСтраница 1
Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГОСШ № 6 г. Орши. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - изучение влияния синдрома эмоционального «выгорания» на индивидуальный стиль деятельности;
- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности педагога.
Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога.
Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.
Результаты, полученные при тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов
№ |
Должность |
I фаза |
II фаза |
III фаза |
Общий балл | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
итог |
5 |
6 |
7 |
8 |
итог |
9 |
10 |
11 |
12 |
итог | ||||
I группа |
1 |
учитель |
20 |
10 |
10 |
21 |
61 |
2 |
10 |
10 |
20 |
42 |
7 |
3 |
7 |
18 |
35 |
138 |
2 |
учитель |
7 |
10 |
11 |
5 |
33 |
26 |
5 |
21 |
15 |
67 |
10 |
12 |
10 |
13 |
45 |
145 | |
3 |
учитель |
24 |
13 |
13 |
28 |
78 |
5 |
3 |
25 |
10 |
43 |
9 |
10 |
7 |
18 |
44 |
165 | |
4 |
учитель |
17 |
10 |
22 |
5 |
54 |
20 |
27 |
27 |
25 |
99 |
21 |
23 |
18 |
8 |
70 |
223 | |
5 |
учитель |
25 |
10 |
8 |
18 |
61 |
2 |
12 |
28 |
25 |
67 |
10 |
13 |
25 |
30 |
78 |
206 | |
6 |
учитель |
30 |
15 |
11 |
25 |
81 |
13 |
2 |
26 |
27 |
68 |
27 |
12 |
10 |
15 |
64 |
213 | |
7 |
учитель |
27 |
15 |
20 |
16 |
78 |
15 |
15 |
30 |
23 |
83 |
22 |
23 |
30 |
30 |
105 |
266 | |
8 |
учитель |
22 |
8 |
18 |
28 |
76 |
18 |
20 |
28 |
28 |
94 |
26 |
20 |
23 |
28 |
97 |
267 | |
9 |
учитель |
28 |
8 |
2 |
26 |
64 |
12 |
7 |
23 |
8 |
50 |
7 |
3 |
13 |
10 |
33 |
147 | |
10 |
учитель |
19 |
11 |
0 |
0 |
30 |
23 |
0 |
25 |
14 |
62 |
6 |
8 |
2 |
15 |
31 |
123 | |
11 |
учитель |
4 |
21 |
26 |
22 |
73 |
28 |
25 |
15 |
17 |
85 |
28 |
25 |
3 |
8 |
64 |
222 | |
12 |
учитель |
22 |
11 |
11 |
5 |
49 |
17 |
18 |
30 |
27 |
92 |
15 |
28 |
25 |
30 |
98 |
239 | |
13 |
учитель |
30 |
18 |
13 |
0 |
61 |
10 |
0 |
26 |
12 |
48 |
27 |
7 |
28 |
22 |
84 |
193 | |
14 |
учитель |
17 |
5 |
5 |
0 |
27 |
18 |
17 |
12 |
25 |
72 |
7 |
20 |
17 |
25 |
69 |
168 | |
15 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
12 |
25 |
28 |
5 |
28 |
12 |
73 |
5 |
8 |
23 |
15 |
51 |
149 | |
16 |
учитель |
20 |
13 |
6 |
3 |
42 |
20 |
20 |
0 |
23 |
63 |
25 |
10 |
18 |
8 |
61 |
166 | |
17 |
учитель |
20 |
7 |
16 |
23 |
66 |
30 |
9 |
23 |
30 |
92 |
30 |
15 |
18 |
20 |
83 |
241 | |
18 |
учитель |
27 |
11 |
21 |
15 |
74 |
20 |
10 |
11 |
17 |
58 |
4 |
16 |
28 |
8 |
56 |
188 | |
19 |
учитель |
4 |
3 |
7 |
7 |
21 |
17 |
22 |
5 |
25 |
69 |
5 |
15 |
8 |
5 |
33 |
123 | |
II группа |
20 |
учитель |
15 |
6 |
21 |
3 |
45 |
10 |
2 |
2 |
7 |
21 |
5 |
3 |
13 |
5 |
26 |
92 |
21 |
учитель |
17 |
0 |
6 |
5 |
28 |
15 |
7 |
8 |
15 |
45 |
2 |
3 |
10 |
4 |
19 |
92 | |
22 |
учитель |
24 |
0 |
6 |
0 |
30 |
5 |
12 |
28 |
5 |
50 |
3 |
13 |
8 |
10 |
34 |
114 | |
23 |
учитель |
3 |
10 |
6 |
3 |
22 |
15 |
5 |
17 |
12 |
49 |
7 |
5 |
0 |
5 |
17 |
88 | |
24 |
учитель |
18 |
8 |
6 |
7 |
39 |
5 |
18 |
0 |
6 |
29 |
10 |
8 |
0 |
13 |
31 |
99 | |
25 |
учитель |
17 |
13 |
13 |
10 |
53 |
7 |
2 |
20 |
7 |
36 |
10 |
3 |
13 |
15 |
41 |
130 | |
26 |
учитель |
10 |
11 |
11 |
28 |
60 |
8 |
14 |
15 |
7 |
44 |
0 |
13 |
0 |
3 |
16 |
120 | |
27 |
учитель |
6 |
10 |
28 |
8 |
52 |
15 |
12 |
8 |
2 |
37 |
2 |
5 |
8 |
8 |
23 |
112 | |
28 |
учитель |
20 |
11 |
7 |
8 |
46 |
19 |
0 |
21 |
12 |
52 |
12 |
5 |
7 |
25 |
49 |
147 | |
29 |
учитель |
21 |
6 |
10 |
8 |
45 |
10 |
7 |
5 |
28 |
50 |
17 |
11 |
10 |
13 |
51 |
146 | |
30 |
учитель |
9 |
8 |
27 |
13 |
57 |
8 |
7 |
18 |
17 |
50 |
15 |
8 |
10 |
10 |
43 |
150 | |
31 |
учитель |
8 |
10 |
20 |
11 |
49 |
10 |
7 |
13 |
10 |
40 |
7 |
0 |
8 |
13 |
28 |
117 | |
32 |
учитель |
12 |
0 |
8 |
10 |
30 |
13 |
10 |
15 |
15 |
53 |
5 |
11 |
8 |
15 |
39 |
122 | |
III группа |
33 |
учитель |
2 |
0 |
0 |
6 |
8 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
19 |
34 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
2 |
15 |
3 |
10 |
2 |
15 |
30 |
2 |
8 |
5 |
3 |
18 |
63 | |
35 |
учитель |
7 |
0 |
5 |
8 |
20 |
7 |
7 |
0 |
12 |
26 |
0 |
8 |
0 |
0 |
8 |
54 | |
36 |
учитель |
7 |
8 |
7 |
11 |
33 |
5 |
5 |
5 |
17 |
32 |
10 |
3 |
13 |
3 |
29 |
94 | |
37 |
учитель |
3 |
5 |
5 |
0 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
21 | |
38 |
учитель |
2 |
3 |
5 |
8 |
18 |
2 |
0 |
25 |
7 |
34 |
0 |
3 |
10 |
5 |
18 |
70 | |
39 |
учитель |
2 |
0 |
6 |
5 |
13 |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
0 |
16 |
0 |
3 |
19 |
38 | |
40 |
учитель |
7 |
10 |
5 |
13 |
35 |
5 |
5 |
0 |
20 |
30 |
2 |
3 |
3 |
6 |
14 |
79 |
Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося
поведения современного студенчества
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения
обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и "пои ...
Основные положения структурного психоанализа Ж. Лакана
Начнем с основных положений Лакана, касающихся строения и работы психики. Последняя включает три регистра - Реальное, Воображаемое и Символическое. Их удобно рассматривать в качестве трех измерений человеческой жизни - экзистенциального (чувственный опыт), феноменологического (индивидуальное сознание) и структурного (социальные отношени ...
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исх ...