Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль
деятельности педагога. Диагностика профессионального
выгорания у педагоговСтраница 1
Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГОСШ № 6 г. Орши. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - изучение влияния синдрома эмоционального «выгорания» на индивидуальный стиль деятельности;
- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности педагога.
Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога.
Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.
Результаты, полученные при тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов
№ |
Должность |
I фаза |
II фаза |
III фаза |
Общий балл | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
итог |
5 |
6 |
7 |
8 |
итог |
9 |
10 |
11 |
12 |
итог | ||||
I группа |
1 |
учитель |
20 |
10 |
10 |
21 |
61 |
2 |
10 |
10 |
20 |
42 |
7 |
3 |
7 |
18 |
35 |
138 |
2 |
учитель |
7 |
10 |
11 |
5 |
33 |
26 |
5 |
21 |
15 |
67 |
10 |
12 |
10 |
13 |
45 |
145 | |
3 |
учитель |
24 |
13 |
13 |
28 |
78 |
5 |
3 |
25 |
10 |
43 |
9 |
10 |
7 |
18 |
44 |
165 | |
4 |
учитель |
17 |
10 |
22 |
5 |
54 |
20 |
27 |
27 |
25 |
99 |
21 |
23 |
18 |
8 |
70 |
223 | |
5 |
учитель |
25 |
10 |
8 |
18 |
61 |
2 |
12 |
28 |
25 |
67 |
10 |
13 |
25 |
30 |
78 |
206 | |
6 |
учитель |
30 |
15 |
11 |
25 |
81 |
13 |
2 |
26 |
27 |
68 |
27 |
12 |
10 |
15 |
64 |
213 | |
7 |
учитель |
27 |
15 |
20 |
16 |
78 |
15 |
15 |
30 |
23 |
83 |
22 |
23 |
30 |
30 |
105 |
266 | |
8 |
учитель |
22 |
8 |
18 |
28 |
76 |
18 |
20 |
28 |
28 |
94 |
26 |
20 |
23 |
28 |
97 |
267 | |
9 |
учитель |
28 |
8 |
2 |
26 |
64 |
12 |
7 |
23 |
8 |
50 |
7 |
3 |
13 |
10 |
33 |
147 | |
10 |
учитель |
19 |
11 |
0 |
0 |
30 |
23 |
0 |
25 |
14 |
62 |
6 |
8 |
2 |
15 |
31 |
123 | |
11 |
учитель |
4 |
21 |
26 |
22 |
73 |
28 |
25 |
15 |
17 |
85 |
28 |
25 |
3 |
8 |
64 |
222 | |
12 |
учитель |
22 |
11 |
11 |
5 |
49 |
17 |
18 |
30 |
27 |
92 |
15 |
28 |
25 |
30 |
98 |
239 | |
13 |
учитель |
30 |
18 |
13 |
0 |
61 |
10 |
0 |
26 |
12 |
48 |
27 |
7 |
28 |
22 |
84 |
193 | |
14 |
учитель |
17 |
5 |
5 |
0 |
27 |
18 |
17 |
12 |
25 |
72 |
7 |
20 |
17 |
25 |
69 |
168 | |
15 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
12 |
25 |
28 |
5 |
28 |
12 |
73 |
5 |
8 |
23 |
15 |
51 |
149 | |
16 |
учитель |
20 |
13 |
6 |
3 |
42 |
20 |
20 |
0 |
23 |
63 |
25 |
10 |
18 |
8 |
61 |
166 | |
17 |
учитель |
20 |
7 |
16 |
23 |
66 |
30 |
9 |
23 |
30 |
92 |
30 |
15 |
18 |
20 |
83 |
241 | |
18 |
учитель |
27 |
11 |
21 |
15 |
74 |
20 |
10 |
11 |
17 |
58 |
4 |
16 |
28 |
8 |
56 |
188 | |
19 |
учитель |
4 |
3 |
7 |
7 |
21 |
17 |
22 |
5 |
25 |
69 |
5 |
15 |
8 |
5 |
33 |
123 | |
II группа |
20 |
учитель |
15 |
6 |
21 |
3 |
45 |
10 |
2 |
2 |
7 |
21 |
5 |
3 |
13 |
5 |
26 |
92 |
21 |
учитель |
17 |
0 |
6 |
5 |
28 |
15 |
7 |
8 |
15 |
45 |
2 |
3 |
10 |
4 |
19 |
92 | |
22 |
учитель |
24 |
0 |
6 |
0 |
30 |
5 |
12 |
28 |
5 |
50 |
3 |
13 |
8 |
10 |
34 |
114 | |
23 |
учитель |
3 |
10 |
6 |
3 |
22 |
15 |
5 |
17 |
12 |
49 |
7 |
5 |
0 |
5 |
17 |
88 | |
24 |
учитель |
18 |
8 |
6 |
7 |
39 |
5 |
18 |
0 |
6 |
29 |
10 |
8 |
0 |
13 |
31 |
99 | |
25 |
учитель |
17 |
13 |
13 |
10 |
53 |
7 |
2 |
20 |
7 |
36 |
10 |
3 |
13 |
15 |
41 |
130 | |
26 |
учитель |
10 |
11 |
11 |
28 |
60 |
8 |
14 |
15 |
7 |
44 |
0 |
13 |
0 |
3 |
16 |
120 | |
27 |
учитель |
6 |
10 |
28 |
8 |
52 |
15 |
12 |
8 |
2 |
37 |
2 |
5 |
8 |
8 |
23 |
112 | |
28 |
учитель |
20 |
11 |
7 |
8 |
46 |
19 |
0 |
21 |
12 |
52 |
12 |
5 |
7 |
25 |
49 |
147 | |
29 |
учитель |
21 |
6 |
10 |
8 |
45 |
10 |
7 |
5 |
28 |
50 |
17 |
11 |
10 |
13 |
51 |
146 | |
30 |
учитель |
9 |
8 |
27 |
13 |
57 |
8 |
7 |
18 |
17 |
50 |
15 |
8 |
10 |
10 |
43 |
150 | |
31 |
учитель |
8 |
10 |
20 |
11 |
49 |
10 |
7 |
13 |
10 |
40 |
7 |
0 |
8 |
13 |
28 |
117 | |
32 |
учитель |
12 |
0 |
8 |
10 |
30 |
13 |
10 |
15 |
15 |
53 |
5 |
11 |
8 |
15 |
39 |
122 | |
III группа |
33 |
учитель |
2 |
0 |
0 |
6 |
8 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
19 |
34 |
учитель |
5 |
3 |
5 |
2 |
15 |
3 |
10 |
2 |
15 |
30 |
2 |
8 |
5 |
3 |
18 |
63 | |
35 |
учитель |
7 |
0 |
5 |
8 |
20 |
7 |
7 |
0 |
12 |
26 |
0 |
8 |
0 |
0 |
8 |
54 | |
36 |
учитель |
7 |
8 |
7 |
11 |
33 |
5 |
5 |
5 |
17 |
32 |
10 |
3 |
13 |
3 |
29 |
94 | |
37 |
учитель |
3 |
5 |
5 |
0 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
6 |
21 | |
38 |
учитель |
2 |
3 |
5 |
8 |
18 |
2 |
0 |
25 |
7 |
34 |
0 |
3 |
10 |
5 |
18 |
70 | |
39 |
учитель |
2 |
0 |
6 |
5 |
13 |
2 |
0 |
2 |
2 |
6 |
0 |
16 |
0 |
3 |
19 |
38 | |
40 |
учитель |
7 |
10 |
5 |
13 |
35 |
5 |
5 |
0 |
20 |
30 |
2 |
3 |
3 |
6 |
14 |
79 |
Общая характеристика основных видов отрицательных
психических состояний. Морально-психологические
состояния военнослужащих
В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния.
Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факто ...
Виды и свойства мышления. Интеллект
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вид ...
Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности,
детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретно научный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной нау ...