Связь внимания с сознанием и деятельностью
Страница 1

Внимание - психофизиологический процесс, который обеспечивает эффективность протекания всех психич. пр-сов; это психич. состояние, хар-зующее динамические особенности познавательной деятельности.

Рубинштейн: «Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность».

Основные характеристики внимания:

a. Избирательная направленность – способность выделять значимые преметы из окружения;

b. Сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность.

Свойства внимания:

1) Устойчивость - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности;

2) Сосредоточенность (концентрация) - проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других;

3) Переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он осуществляет этот перевод;

4) Распределение - способность сосредоточить внимание на значительном пространстве, т.е. параллельно выполнять несколько видов деятельности;

5) Объем - определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания человека).

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Сознание - это высший уровень отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Данной проблемой занимались:

Выготский - в развитии внимания ребенка имеет место двойной ряд стимулов – окруж. преметы и слова взрослых, которые выступ. в качестве стимулов-указаний.

Д.Н.Узнадзе - установка напрямую связана с вниманием. Установка – целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, которое предшествует деятельности.

А. А. Ухтомский – доминанта - господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нерв. центов в дан. момент и придающий тем самым поведению чел-ка опред. напрвленность.

С. Л. Рубинштейн:

a. все процессы понания напрвлены на тот или иной объект, каждый из пс. процессов имеет свое специфич. содержание. Внимание своего особого содержания не имеет, оно – сторона всех познавательных процессов сознания;

b. говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-н. деятельности – практич. или теоретической;

c. вместе с тем внимание и явл рез-том какой-то деят-ти;

d. во внимании находит выражение связь сознания с предметом.

П. Я. Гальперин - в своей теоретической концепции внимания отразил связь его сознанием и деятельностью:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, т.е. без внимания эта деятельность невозможна. Т.к. любая деятельность целенаправленна, то она контролируется сознанием.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за содержанием ориентировочно-исследовательской деятельности.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельности контроля или внимания, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль -внимание. Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует улучшению.

Страницы: 1 2


Выводы
Студенчество - это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации. Интенсивная составляющая структур ...

Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и методы исследования
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе. Задачи исследования 1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе; 2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования; 3. Провести диагностику готовности ...

Клинические модели, групповое консультирование и группы психологического самопонимания. Основные клинические модели работы с группой
Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группа состоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов. Группа осуществляет «контроль» относительно свободных ассоциации, сопротивление интерпре ...