Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект

Эмоции - особый класс субъективных пс. состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (ощущений приятного или неприятного) отношение ч-ка к миру и людям, к процессу и рез-ту его практич. д-ти.

К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ч-ка.

Эмоц. состояния не только зависят от хар-ра протекающей психич. д-ти, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познават. и волевую д-ть ч-ка. Эмоц. состояние может зависеть от выполняемой д-ти, совершенного поступка, самочувствия, прочитанного стихотворения и т.д. В эмоц. состояниях раскрываются как типичные для ч-ка особ-ти поведения, так и случайные, нехарактерные для него психич. проявления. В типичных для ч-ка эмоц. состояниях выражаются индивид.-психологич. особ-ти личности. Например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоц. состояние. Случайные эмоц. состояния не отражают существенных особ-тей л-ти, а вызваны стечением обстоятельств, ситуациями. Выраженное аффективное состояние, например, при определенных условиях может проявиться у самого уравновешенного ч-ка. Все эмоц. состояния носят преходящий хар-р. Но типичные состояния встречаются у ч-ка довольно часто и сопровождаются характерными для л-ти проявлениями. Все эмоц. состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя ч-к не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Аффективное состояние и аффект: аффект-состояние выражается в постепенно нарастающем эмоц. напряжении. Афф. состояние является динамическим и ярко выраженным; ему свойственно нарастание интенсивности; оно всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или ожидаемый неприятный разговор завершается неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо д-ти. При чрезвычайно конфликтной ситуации афф. состояние нередко разрешается в сильной вспышке - аффекте. Аффект – сильное и относит-но кратковременное эмоц. состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие и явл. как бы сдвинутым к его концу. Находящийся в состоянии аффекта ч-к нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдерживать себя, не предвидит рез-тов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим сост-ем, что плохо осознает хар-р и значение содеянного. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Существуют также и положит. аффекты.

Стресс - это такое эмоц. состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В стресс. состоянии может с трудом осуществляться целенаправл. Д-ть, переключение и распределение внимания, может даже наступить общее торможение или полная дезорганизация Д-ти. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При cтpecce возможны ошибки восприятия (например, определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные ситуации и т.д. Однако у некоторых людей стресс может вызвать прилив сил, особую ясность и четкость мысли, активизацию Д-и. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стресс, состояние. Поведение в стресс. ситуации во многом зависит от особ-тей ч-ка: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющегося опыта в аналогичной ситуации.

Фрустрация - крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицател. эмоц. переживание, может стать основой, т.е. дезорганизация сознания и Д-и. Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Например, ч-к испытывает неудовлетворенность, когда опоздал на лекцию, не достал билета в кино и т.п. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и Д-ть. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что ч-к может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицател. соц. оценки и самооценки. Состоянию фрустрации больше подвержены эмоционал. натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, а также люди, плохо подготовленные к трудностям, с недостаточно р-ми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях, часто появляется Фрустрация. В состоянии фрустрации человек испытывает досаду, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. И если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то Фрустрация наступает в других неадекватных условиях (например, разрядка на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи). Агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного, интересного дела.

Страницы: 1 2


Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, что коэффициент корреляции rxy(формула 11.1), который был введен Пирсоном, характеризует связь между ...

Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...