Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П

Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определяющей хар-кой Л-и является субъективность -полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» - значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, идеи «я» как причины себя. Многие психологи задают вопрос: «Где (в каком пространстве) существует Л.?». В теории самопричинности совмещаются 4 ответа на этот вопрос:

Жизнь, Культура, Другой ч-к, Я сам - вот эти пространства. Речь идет о существ-нии Л-и как единомножия субъектов жизнеД-и, предметной Д-и, Д-и общения ^ Д-и самосознания. Наиболее полно трактовка Л-и реализована в исслед-ях «отраженной субъективности» (проанализироватьнности) индивида в жизненном мире других людей. Обобщение сказанного о Л-и, может служить следующее наиболее общее понимание Л-и (в общей \у). Л. - есть особая идеальная форма бытия ч-ка, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Наиболее распространенное понятие в у: Л. -саморегулируемая, динамич. функционал, система непрерывно взаимодействующих м/у собой свойств, отношений и действий, склад-щихся в процессе онтогенеза ч-ка. В структуру Л-и входят и все психолог, хар-ки ч-ка, и все морфологич. особ-ти его организма - вплоть до особ-тей обмена веществ. Согл. Леонтьеву, Л. - качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому Л-ю м.б. только ч-к, и то лишь достигнув определен, возраста. Западная у рассматривает Л. как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В психоанализе Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Л. (с т.зр. общей У ) хар-ся: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу Д-и; 2) направленностью -устойчивой доминирующей системой мотивов; 3) глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение. Уже к средине 70-х годов был предложен коллекционерский подход к Л-и, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда Л. выступала как набор качеств, свойств, хар-тик, особ-тей. Представление о Л-и как коллекции индивидуальных черт, оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань м/у понятиями «Л.» и «индивид», дробило Л. на составляющие, расположенные друг к другу, и лишало понятие «Л.» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не м.б. построена ни одна психолог, концепция. При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявить затруднения, связанные с переходом от общепсихологич. понимания Л-и к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогич. Y, ее реабилитации - в медицин., клинич. и патоу, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в соц. Y. Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура Л-и интерпретируется главным образом как некая комбинация биологически и социально обусловленных ее особ-тей. Проблема соотношения биолог-го и соц-го с этого момента приобретает едва ли не централ, положение в у Л-и.

Страницы: 1 2 3


Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие раз­личия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий. В ходе н ...

Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении. Основные подходы психологии в изучении общения.
Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория "общение" является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Так например, ана ...

Типологические модели индивидуальных характеров
В XX в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных характеров. 1. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Далее будет схематично приведена типологическая модель характеров А. Лоуэна. Схема 3. Типологическая модель характеров А. Лоуэна 2. Психиатрический под ...