Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П

Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определяющей хар-кой Л-и является субъективность -полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» - значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, идеи «я» как причины себя. Многие психологи задают вопрос: «Где (в каком пространстве) существует Л.?». В теории самопричинности совмещаются 4 ответа на этот вопрос:

Жизнь, Культура, Другой ч-к, Я сам - вот эти пространства. Речь идет о существ-нии Л-и как единомножия субъектов жизнеД-и, предметной Д-и, Д-и общения ^ Д-и самосознания. Наиболее полно трактовка Л-и реализована в исслед-ях «отраженной субъективности» (проанализироватьнности) индивида в жизненном мире других людей. Обобщение сказанного о Л-и, может служить следующее наиболее общее понимание Л-и (в общей \у). Л. - есть особая идеальная форма бытия ч-ка, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Наиболее распространенное понятие в у: Л. -саморегулируемая, динамич. функционал, система непрерывно взаимодействующих м/у собой свойств, отношений и действий, склад-щихся в процессе онтогенеза ч-ка. В структуру Л-и входят и все психолог, хар-ки ч-ка, и все морфологич. особ-ти его организма - вплоть до особ-тей обмена веществ. Согл. Леонтьеву, Л. - качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому Л-ю м.б. только ч-к, и то лишь достигнув определен, возраста. Западная у рассматривает Л. как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В психоанализе Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Л. (с т.зр. общей У ) хар-ся: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу Д-и; 2) направленностью -устойчивой доминирующей системой мотивов; 3) глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение. Уже к средине 70-х годов был предложен коллекционерский подход к Л-и, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда Л. выступала как набор качеств, свойств, хар-тик, особ-тей. Представление о Л-и как коллекции индивидуальных черт, оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань м/у понятиями «Л.» и «индивид», дробило Л. на составляющие, расположенные друг к другу, и лишало понятие «Л.» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не м.б. построена ни одна психолог, концепция. При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявить затруднения, связанные с переходом от общепсихологич. понимания Л-и к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогич. Y, ее реабилитации - в медицин., клинич. и патоу, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в соц. Y. Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура Л-и интерпретируется главным образом как некая комбинация биологически и социально обусловленных ее особ-тей. Проблема соотношения биолог-го и соц-го с этого момента приобретает едва ли не централ, положение в у Л-и.

Страницы: 1 2 3


Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д. Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие под ...

Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...

Выводы
Мы экспериментально изучили самооценку у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что большинство учащихся исследуемого класса имеют заниженный уровень самооценки, эти дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокри ...