Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П

Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определяющей хар-кой Л-и является субъективность -полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» - значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, идеи «я» как причины себя. Многие психологи задают вопрос: «Где (в каком пространстве) существует Л.?». В теории самопричинности совмещаются 4 ответа на этот вопрос:

Жизнь, Культура, Другой ч-к, Я сам - вот эти пространства. Речь идет о существ-нии Л-и как единомножия субъектов жизнеД-и, предметной Д-и, Д-и общения ^ Д-и самосознания. Наиболее полно трактовка Л-и реализована в исслед-ях «отраженной субъективности» (проанализироватьнности) индивида в жизненном мире других людей. Обобщение сказанного о Л-и, может служить следующее наиболее общее понимание Л-и (в общей \у). Л. - есть особая идеальная форма бытия ч-ка, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Наиболее распространенное понятие в у: Л. -саморегулируемая, динамич. функционал, система непрерывно взаимодействующих м/у собой свойств, отношений и действий, склад-щихся в процессе онтогенеза ч-ка. В структуру Л-и входят и все психолог, хар-ки ч-ка, и все морфологич. особ-ти его организма - вплоть до особ-тей обмена веществ. Согл. Леонтьеву, Л. - качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому Л-ю м.б. только ч-к, и то лишь достигнув определен, возраста. Западная у рассматривает Л. как особую неизменную духовную сущность, как «целиком психическое существо». В психоанализе Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Л. (с т.зр. общей У ) хар-ся: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу Д-и; 2) направленностью -устойчивой доминирующей системой мотивов; 3) глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение. Уже к средине 70-х годов был предложен коллекционерский подход к Л-и, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда Л. выступала как набор качеств, свойств, хар-тик, особ-тей. Представление о Л-и как коллекции индивидуальных черт, оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань м/у понятиями «Л.» и «индивид», дробило Л. на составляющие, расположенные друг к другу, и лишало понятие «Л.» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не м.б. построена ни одна психолог, концепция. При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявить затруднения, связанные с переходом от общепсихологич. понимания Л-и к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогич. Y, ее реабилитации - в медицин., клинич. и патоу, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в соц. Y. Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура Л-и интерпретируется главным образом как некая комбинация биологически и социально обусловленных ее особ-тей. Проблема соотношения биолог-го и соц-го с этого момента приобретает едва ли не централ, положение в у Л-и.

Страницы: 1 2 3


Коэффициент корреляции Пирсона
Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тес ...

Бегство к свободе
Мы можем проследить историческую инвалидацию психологической теории дальше по направлению к распространенным в западной культуре представлениям. Самым важным здесь, по-видимому, является беспокойство, который люди испытывают при уменьшении числа их альтернативных способов реагирования. По Фромму (Fromm, 1941), нормальное развитие включа ...

Результаты исследования
Первый этап эмпирического исследования реализовывался на группе 30 человек показал следующее. Результаты выбора типа оргкультуры участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы. Таблица №3.1 Выбор типа оргкультуры группой №1 (руководящее звено) № п ...