Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П

С.Л. Рубинштейн: «Введение в Y- ю понятия «Л-и» означает, прежде всего, что в объяснении психич. явлений исходят из реального бытия ч-ка как материального существа, в его взаимоотношениях с реальным миром. Все психич. явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему ч-ку; все они явл-ся зависимыми и производными от природного и общественного бытия ч-ка и закономерностей, его определяющих». владимирНиколаевичМясищев: «Решение вопросов Y-ии затруднено сложностью ее проблем, ее объекта - ч-ка, объединяющего в себе организм как биологическое целое и Л. как члена общества и общественного деятеля». В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев: «Реальность, которая описывается термином «Л.», проявляется уже в этимологии этого термина. Понятие «Л.» первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определен, типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его речь. А далее, понималось как - ч-к, выполняющий определ. роль в окруж. его среде или обществе. Затем понятие «Л.» видоизменялось, дополнялось, и более усовершенствовалось, как и исследования самой Л-и». ДиФФеренц. у. О Л-и говорят тогда/ когда хотят охарак-вать какого-то ч-ка.В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность - это любой человек, обладающий сознанием, по словам Н.Н. Платонова. Другие подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень/ как указывает Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень характеризуется также наличием у человека собственных, индивидуальных взглядов и отношений, моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от среды, отличает его от других людей. Также мы отличаемся от других людей: потребностями, интересами, склонностями, способностями, эмоционально-волевой сферой, характером и темпераментом. Особую значимость приобретают такие характеристики как: характер и темперамент. Характер - это понятие трактуется в разных отраслях не однозначно. Характер - определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми. Характер обусловлен бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типичные черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретных условиях. Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные; при этом они могут и гармонировать, взаимодействовать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Характер проявляется в системе отношений к действительности: 1) в отношениях с другими людьми - общительность или замкнутость и пр.; 2)в отношении к делу - ответственность или недобросовестность;

3) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность и пр.; 4) в отношении к собственности - щедрость или жадность. Темперамент - индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это - индивидуальная характеристика индивида со стороны его психической деятельности. Стимулирующая функция темперамента ярко проявляется в эмоциональной возбудимости нервных процессов, особенно в детском возрасте. По мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, регуляцией своего поведения в обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает в измененном качестве. Темперамент - устойчивое сочетание психодинамических свойств. Известны 3 системы объяснений ее сущности: 1) гуморальная - связывала состояние организма с соотношением различных жидкостей: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический; 2) конституциональная - исходит из физического строения организма; 3) типы связываются с деятельностью нервной системы. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Социальной психологии. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций или социальных ролей. Соц. роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных ситуациях. На каждом новом этапе личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе, выполняет свои соц. роли. В процессе общей деятельности люди вступают между собой в личные отношения. Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами. Для самовоспитания личности необходимо самопознание. Точно так же коллектив движется вперед, осознавая свои стороны. Если другой человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую она входит, в высокой степени для нее положительно значимы и очень авторитетны, они (исследования Е.Б. Старовойтенко) сильнейшим образом воздействуют на самодвижение и на появление в нем новых ценностных доминант. По Леонтьеву, личность формируется благодаря жизни в обществе и деятельности, которую он выполняет. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение. Каждая личность вносит определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Критерии сформировавшейся личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; 2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Рубинштейн:

Страницы: 1 2 3


Результаты третьего этапа исследования
Мы установили некоторые личностные и социальные особенности подростков, считающих себя одинокими. На третьем этапе нашего экспериментального исследования мы исследовали характер связи балла по шкале одиночества и баллов по другим проведённым нами тестам, а также связи между личностными и социальными особенностями в экспериментальной гру ...

Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именн ...

Мотивы разрушительных действий
В общественном сознании вандализм часто предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социальных исследователей с момента появления первых публикаций по этой проблеме. Мы остановимся на двух мотивационных типологиях вандализма. Рассмотрим типологию С. Коэна, н ...