Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. ПСтраница 2
С.Л. Рубинштейн: «Введение в Y- ю понятия «Л-и» означает, прежде всего, что в объяснении психич. явлений исходят из реального бытия ч-ка как материального существа, в его взаимоотношениях с реальным миром. Все психич. явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему ч-ку; все они явл-ся зависимыми и производными от природного и общественного бытия ч-ка и закономерностей, его определяющих». владимирНиколаевичМясищев: «Решение вопросов Y-ии затруднено сложностью ее проблем, ее объекта - ч-ка, объединяющего в себе организм как биологическое целое и Л. как члена общества и общественного деятеля». В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев: «Реальность, которая описывается термином «Л.», проявляется уже в этимологии этого термина. Понятие «Л.» первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определен, типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его речь. А далее, понималось как - ч-к, выполняющий определ. роль в окруж. его среде или обществе. Затем понятие «Л.» видоизменялось, дополнялось, и более усовершенствовалось, как и исследования самой Л-и». ДиФФеренц. у. О Л-и говорят тогда/ когда хотят охарак-вать какого-то ч-ка.В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность - это любой человек, обладающий сознанием, по словам Н.Н. Платонова. Другие подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень/ как указывает Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень характеризуется также наличием у человека собственных, индивидуальных взглядов и отношений, моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от среды, отличает его от других людей. Также мы отличаемся от других людей: потребностями, интересами, склонностями, способностями, эмоционально-волевой сферой, характером и темпераментом. Особую значимость приобретают такие характеристики как: характер и темперамент. Характер - это понятие трактуется в разных отраслях не однозначно. Характер - определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми. Характер обусловлен бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типичные черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретных условиях. Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные; при этом они могут и гармонировать, взаимодействовать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Характер проявляется в системе отношений к действительности: 1) в отношениях с другими людьми - общительность или замкнутость и пр.; 2)в отношении к делу - ответственность или недобросовестность;
3) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность и пр.; 4) в отношении к собственности - щедрость или жадность. Темперамент - индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это - индивидуальная характеристика индивида со стороны его психической деятельности. Стимулирующая функция темперамента ярко проявляется в эмоциональной возбудимости нервных процессов, особенно в детском возрасте. По мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, регуляцией своего поведения в обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает в измененном качестве. Темперамент - устойчивое сочетание психодинамических свойств. Известны 3 системы объяснений ее сущности: 1) гуморальная - связывала состояние организма с соотношением различных жидкостей: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический; 2) конституциональная - исходит из физического строения организма; 3) типы связываются с деятельностью нервной системы. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Социальной психологии. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций или социальных ролей. Соц. роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных ситуациях. На каждом новом этапе личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе, выполняет свои соц. роли. В процессе общей деятельности люди вступают между собой в личные отношения. Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами. Для самовоспитания личности необходимо самопознание. Точно так же коллектив движется вперед, осознавая свои стороны. Если другой человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую она входит, в высокой степени для нее положительно значимы и очень авторитетны, они (исследования Е.Б. Старовойтенко) сильнейшим образом воздействуют на самодвижение и на появление в нем новых ценностных доминант. По Леонтьеву, личность формируется благодаря жизни в обществе и деятельности, которую он выполняет. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение. Каждая личность вносит определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Критерии сформировавшейся личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; 2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Рубинштейн:
Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
Общение
– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. ...
Развивающая программа для детей юношеского возраста
Исходя из всего выше перечисленного можно предложить провести развивающую программу, которая будет направлена на снижение агрессивности и повышение самооценки (приложение №14). Данная программа будет представлена в виде комплекса тренинговых упражнений.
Цель данной программы
– работа с юношами по снижению агрессивности и повышению сам ...
Приложения
Приложение 1
Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности
Инструкция испытуемому.
"Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
1 - абсолютно неверно
2 - неверно
3 - ...