Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для этого нужно исследовать 4 основные хар-ки конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Структура конфликта: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект; 4) «инцидент» (пусковой механизм); 5) 1-е; 6) разрешение конфликта. В зависимости от того, какую функцию выполняет конфликт (отрицательную или положительную) выделяют: деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на Л-и», чем и порождает стрессы. Для него хар-но расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Разрешение такого конфликта особенно сложно, основной способ разрешения -компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями. Продуктивный конфликт
- столкновение касается не несовместимости Л-тей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более «легитимной». Он способствует Т-ю элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возм-ти его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, ещё лучше, - обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на разных стадиях его 1-я. Конструктивные Функции конфликта по отношению к основным участникам: 1) конфликт устраняет полностью или частично противоречие; 2) он позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) он позволяет ослабить психич. напряженность участников конфликтной ситуации. 4) служит источником 1-я Л-и и др. Деструктивные функции конфликта: 1) оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) может сопровождаться психологич. и физическим насилием; 3) всегда сопровождается стрессом; 4) это деструкция системы межличностных отношений; 5) формирует негативный образ другого - «образ врага». Стратегия'повед-я в конфликте - ориентация Л-и (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии: 1) соперничество (конкуренция). - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения (наиболее часто применяемая стратегия, в 90% конфликтов); 2) сотрудничество (проблемно-решающая стратегия)- поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. 3) компромисс -предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон; 4) приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента. 5) избегание (бездействие) - участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: 1) латентный период (предконфликт) включает этапы: а) возникновение объективной проблемной ситуации (возникновение противоречия между субъектами: их целями, мотивами, действиями), б) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия (понимания необходимости разрешения противоречия), в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, просьбами); г) возникновение предконфликтной ситуации (конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия). 2) открытый период (конфликтное взаимодействие или сам конфликт): а) инцидент (первое столкновение сторон, проба сил); б) эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы оппонентов); в) сбалансированное противодействие (стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается); г) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. 3) послеконфликтный период включает 2 этапа: а) частичная нормализация отношений оппонентов (когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте, обостряется чувство вины за свои действия в конфликте), б) полная нормализация их отношений (осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия).
Психологические особенности детей разведенных родителей. Эмоциональное
состояние детей в семьях после развода
Появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Последствия развода – это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемам устойчивости семьи и супружеских конфл ...
Развитие внимания в дошкольном возрасте
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными ...
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методику рекомендуется использовать для диагностики лабильности, т.е. способности переключения интеллектуального внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других (не допуская ошибок), с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, в освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практ ...