Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы

Социальная психология, пользуясь определением Л-и, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. в каких группах. Л., с одной стороны усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной Д-ти). Социальная психология рассматривает поведение и Д-ть "социально детерминированной Л-и" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой Л-и в Д-ть группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую Д-ть. Точнее изучаются 2 ряда таких причин: 1) коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых Л.действует, 2) коренящихся в самой Л-и/ например, в условиях ее социализации. Для социальной психологии главным ее ориентиром в исследовании Л-и является взаимоотношение Л-и с группой (не просто Л. в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения Л-и с группой). Этим и отличается социально-психологический подход к изучению Л-и от социологического и общепсихологич-го. Самое главное - это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и Д-ть Л-и, включенной в определенную социальную группу. Существует три проблемы Л-и, которые рассматривает социальная психология: 1) проблема социализации (весь жизненный путь Л-и); 2) как Л. действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнеД-ть. Это проблема установок. 3) социально-психологические качества Л-и и анализ этих качеств. Процесс социализации - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (это процесс вхождения индивида в соц. среду, усвоение им соц. влияний, приобщение его к системе соц.- связей и т.д.). Его синонимы слова "развитие Л-и" и "воспитание" - это минус. Социализация (более точное определение) - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц. связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной Д-ти, активного включения в соц. среду, 1-ая сторона процесса социализации - усвоение соц. опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; 2-ая характеризует момент воздействия человека на среду с помощью Д-ти - это активность позиции Л-и. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс становления Л-и (социализация): 1) Д-ть, 2) общение, 3) самосознание. Общей для них характеристикой является процесс расширения, умножение соц. связей индивида с внешним миром. Стадии процесса социализации: 1) дотрудовая: а) ранняя социализация (от рождения до поступления в школу); б) стадия обучения (все время обучения, период юности). 2) трудовая (период зрелости) - это весь период трудовой Д-и человека. 3) послетрудовая стадия (пожилой возраст). Институты социализации. Общество и группа передают становящейся Л-и некоторую систему норм и ценностей посредством знаков - это институты социализации. На 1-ой стадии социализации: а) семья, дет. сады; б) школа, ВУЗ. На 2-ой стадии - трудовой коллектив. На 3-ей -различные общественные организации и т.д. Соц. установка. Формирование соц. установок Л-и отвечает на вопрос: как усвоенный соц. опыт преломлен Л-ю и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Соц. установка объясняет выбор мотива. Узнадзе: установка (реализация простейших физиологических потребностей человека); Мясищев (концепция отношений человека); Л.И.Божович (внутренняя позиция Л-и по отношению к соц. окружению); А.Н.Леонтьев (личностный смысл). 1918 - введение понятия "аттитюд" У.Томасом и Знанецким. Аттитюд понимался всеми как: а) определенное состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основе предшествующего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Это социально фиксированные установки. 4 функции аттитюдов: 1) приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания - аттитюд- дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3) функция выражения - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как Л-и; 4) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Л-и. Структура аттитюда (М.Смит):

З-.когнетивный компонент (осознание объекта соц. установки); 2.аффективный компонент (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); 3.поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту). М.Рокич высказал идею, что у человека существует одновременно 2 аттитюда: на объект и на ситуацию (например Лапьер с китайцами). Диспозиционная концепция регуляции соц. поведения Л-и (Ядов В.Я.). " -Диспозиции регулируют поведение и Д-ть, они организованы иерархически. При этом существует определенная потребность и ситуация удовлетворения этой потребности. 1-ый уровень - элементарные фиксированные установки (set); 2-ой - социально фиксированные установки (аттитюды); 3-ий - базовые соц. установки; 4-ый -система ценностных ориентации Л-и. 1-ый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию ("поведенческий акт"), 2-ой уровень регулирует поступок Л-и, осуществляемый в привычных ситуациях, 3-ий регулирует уже некоторые системы поступков или то/ что можно назвать поведением, 4-ый регулирует целостность поведения, или собственно Д-ть Л-и. Вопросы соц. психологии: 1} как Л. включается в различные виды общественных отношений и какова различная степень реализации ею этих обществ. отношений. 2) какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) Л-и от "качества" групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых разворачивается ее Д-ть. Исследуются': 1) "вхождение" Л-и в группу; 2) каждая группа имеет свое " лицо", и это значимо для индивидов, в нее включенных; 3) "статусный опыт индивида" (т.е. опыт, приобретенный в различных группах пребывания на протяжении предшествующего жизненного пути). Существуют 4 процесса, в которых группа оценивает качества Л-и: 1) интериоризация (т.е. усвоение Л-ю оценок со стороны других членов группы); 2) соц. сравнение (прежде всего с другими членами группы); 3) самоатрибуция (т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе 2-х предшествующих процессов). 4) смысловая интерпретация жизненного переживания. Л. демонстрирует свои качества в общении с группой; индивидуальная позиция каждой отдельной Л-и зависит от меры значимости для нее групповой Д-ти. Социально-психологические свойства (качества) Л-и: 1) обеспечивающие развитие и использование соц. способностей (соц. перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее соц. влияния. 3) более общие, связанные с соц. поведением и позицией Л-и (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) соц. свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления и т.д.).

Страницы: 1 2


Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозна ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Сущность и специфика адаптационного п
Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно способность к адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Современное представление об адаптации основывается на работах Г. Селье (1960), П.К. Анохина (1975) и других психологов. Несмотря на ...

Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно ...