Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. Диагноза
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. Диагноза

получение развернутой инф. об испыт. «-»: сложность формализации, интерпретации, big t-ые затраты). Форма ответов м.б. представлена в виде шкалы измерений: шкала в виде отрезка прямой(хороший-плохой) с несколькими подразделениями; испыт. долж. отметить степень выраженности оцениваемого кач-ва. По содержанию Л-ые опр. м.б. раз- на: опросники черт Л-ти, типологические, опросники мотивов, интересов, ценностей, установок. Опросники-анкеты- для получен, инф. о челе, ни имеющ. отношен к его Y-им особенностям. Жестко фиксированный порядок, содержание и форму ??, четкое указание формы ответов. По содержанию и конструкции ??: анкеты с открытыми ??, с закрытыми ?? и с полузакрытыми ?? (можно выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). Биограф-ие анкеты - для получен, инф. об истории жизни чела, возр., здоровья, семейн. положен., образов-ие. 3)Проективные техники - для диагн-ки Л-ти. Use неопределен, стимулы, а-е. испыт. долж. сам дополнять и интерпретировать:

сюжетные картины, завершать незаконченные предлож., давать толкования неопределенных очертаний. Ответы не м.б. прав. или неправ. Хар-р ответов определяется особ-ми Л-ти, а-е «проецируются» в ответах. Индив., бланковые, предметн. Группы проект, методик: методики конструирования- формир-е стимулов, придание им смысла; интерпретации: истолкование к-л события, ситуации;

дополнения: завершение предложения, рассказа; методики изучения экспрессии:

рисование на свободную или заданную тему и т.д. 4)Психофизиологич-е методики - диагностир. природ, особ-ти чела/ обусловл-е основными св-ми его НС (БорисМихайловичТеппов, В.Д. Небылицын). Индив. различия проявл. в формально-динамических особ-тях психики (быстрота, темп, выносливость, работоспос-ть, помехоустойчивость). Не оценивают чела, т.к. нельзя сказать, какие св-ва НС лучше, а какие хуже. Аппаратурные методики: электроэнцефалограф, спец. аппаратура. Послед, t - появились бланковые методики. Малоформализованные методики: 1) наблюдение- старейший метод, незаменим везде. Хорош для изучен, детей. Трудоемкий и сложный метод, треб. big проф. опыта и спец. подготовки. Треб-ся беспристрастность, неск. наблюдателей. Цель: мож. носить поисковый (на начал, стадии исслед., получение полного описания всех свойственных данной проблеме строн и отношений, охватить ее целиком) и конкретный, строго определенный хар-р (отбор только нужных фактов и явлений, явл. исследующим или выбирающим, заранее определено предметное содержание наблюдения; производить его легче, чем поисковое). Схема наблюдения: включ. перечень единиц наблюден (отдельн. акты поведен.), способ и форму описания явления: объективная запись фактов, фиксация наблюдаемого факта+ фиксация окружающей обстановки (фона), в которой он происходит. М.б. кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация. М.б. use Y-кое шкалирование, а-ое направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков; осущ. С помощью бальных оценок; шкалы м.б. числовыми, шкалами прилагательных, графическими. Виды наблюдений:

1)хронологические: лонгитюдные (в течен. длит. t, const контакт исслед. и Q-та изучен.) и единичные (описан, отдельн. случая); 2) в завис-ти от ситуации набл.:

полевые (естественные для жизни условия), лаб-ные (искусственные условия), спровоцированные в естественных условиях; 3) в завис-ти от позиции наблюдателя по отнош. к Q-ту изучен.: открытое или скрытое (ч/з стекло), набл-ие со стороны и включенное набл-ние (ислед. явл. членом группы). 2)Беседа- сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. Получен, инф. о прошлом и настоящ., об устойчивых склонностях, мотивах, S-ых состояниях. Наиб. распр.- интервью -проводимая по определен, плану беседа, д.б. прямой контакт интервьюера с респондентом. М.б. свободное (без строгой детализации ??-ов, но по общей программе), стандартизованное (разработка всей процедуры, план беседы, послед-сть ??-ов), частично стандартизованное. Наиб. диагностично- стандартиз. интервью, т.к. можно сравнивать данные по dif испыт-ым. Интервью не д.б. продолжит, и скучным, регистрац. ответов не должна сдерживать отвечающего. В завис-ти от целевого назначен, интервью м.б. диагност-ким (получен, инф. общего содержан. и направлен на «зондирование» dif аспектов поведен., св-в Л-ти, хар-ра, жизни вообще) и клиническим (метод тепапевтической беседы, help челу осознать свои внутр. затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения). ??-сы м.б. прямыми(ты боишься грозы?), косвенными (что ты делаешь, когда быв. гр.?) и проективными. 3)Анализ продуктов Д-ти (контент-анализ)- анализ документальных и материальных источников, позвол-щих изучить продукты чел. Д-ти: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творч. резиты, материалы СМИ. Контент-анализ- перевод качественной инф. на язык счета. Вы; 2 типа единиц: качественные (смысловые) и количественные (единицы анализа и единицы счета). Трудность- вы; смысловые единицы, завис, от Л-ной компетентности исслед. Основан на принципе повторяемости, частоты использования dif смысловых единиц (суждений, образов). М.б. проведен, если сущ. достаточно материала для анализа. Нов. технологии: корреляционная техника, факторный анализ, компьютеризация обработки. Use в проективных методиках: ТАТ, Роршах, завершение предложения; в интервью, беседе, в др. реч. и письм. продукции испыт. Анализ грамматических и стилистических конструкций речи, кол-во «тематических» высказ-ний, глаголов, т.д.

Страницы: 1 2 


Коррекция нарушений в развитии подростка. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д. Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие под ...

Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья
«Дружба - это взаимная привязанность двух и более людей, тесную связь, их бескорыстную стойкую связь, основанную на любви и уважении». (Толковый словарь В. Даля.) Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединенность к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и ув ...

Вопросы терминологии.
Для того, чтобы эффективная помощь оказывалась женщине на протяжении всего периода адаптации её к материнству, необходимо очертить патогенетические границы этого периода. Следует также выделить основные его этапы с тем, чтобы психотерапевтическая работа проводилась на каждом из них. Это имеет значение не только для специалистов, работаю ...