Планирование эксперимента и контроль переменных
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Планирование эксперимента и контроль переменных

Этапы Y-го исслед-я: 1) определен, темы Y-ro исслед-я. Устанавл-ся проблема исслед-я; тема огранич-ет область исслед-я; 2) работа с науч. лит-рой: исслед-ли должны познакомится с инф., а-я уже есть по этой теме и сделать выводы; 3) уточнение гипотезы и определение переменных;

4) исслед-ль должен выбрать экспер-ый инструмент, а-ый позволял бы ему управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную (выбор методики); 5) планирование экс-ного исследования; 6) отбор и распределение испытуемых по группам;

7)проведение экс-та: а) подготовка экс-та: помещение, оборудование, инструкции;

б)инструктирование и мотивирование испытуемых (д.б. мотивационные компоненты);

в) экспериментирование; 8)выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация рез-ов; 9) выводы и интерпретация рез-в; 10) опубликован, исслед-ий в рукописях, статьях, монографиях. Идеальным Q-ом Y-го исслед-я может выступать либо отдельный индивид, либо группа. Исслед-е м.б. даже с одним испыт-ым, а рез-ты перенесены на группу- когда уникальное or лонгитюдное исслед-е. При исслед-и выделяют экс-ые и контрольные группы. Экс-ная группа- группа испытуемых, на которых провод-ся исслед-е с целью проверки некоторой гипотезы. Контрольная группа- группа испытуемых, с которой сравниваются рез-ты, которые получены в рез-те исследования с целью подтвердить или опровергнуть гипотезу. Экс-т начинаеся с пилотажного исслед-я (пробное исслед-е, маленькая группа).

Основные черты исслед-я: 1) наличие проблемы; 2) наличие гипотезы; 3) наличие решения данной проблемы, а-рое не явл. очевидным и треб. док-ва и проверки; 4) подготовка и проведен, научного экс-та; 5) сравнение экс-но установленных рез-в с данными, имеющимися до проведения исследования с использованием достоверных и точных методов мат. статистики. Суть экс-та: экс-ор варьерует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Виды независимой переменной:

качественная (подсказка- ее отсутствие) и количественная (денежное вознаграждение). Среди завис-ых выделяют базисную- единственная значимая переменная, на котор. оказ. влияние независимая.

Независимая переменная: Чистый экс-т: исслед-ль оперирует только независимой переменной. Централ, проблема исслед-я- выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных. Виды независимых переменных: 1) хар-ки задания - ими экс-ор может свободно манипулировать: варьировать S-лы или материал задания, изменять тип ответа испыт-го (вербал.- невербал.), менять шкалу оценивания, менять инструкцию, цели, средства, котор. имеет испыт-ый для решения задачи, может ставить препятствия, изменять сис-му поощрений и наказаний. 2) особенности ситуации (внеш. условия)- это переменные, котор. не вход. в структуру экс-та: температура в помещении, обстановка, наличие внеш. наблюдателя. Варьирует физич. параметрами ситуации, не явл. стимулами: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, шумы и звуки, температура, размещение мебели, окраска стен, t суток, длительность. Варьирует соц-но- психологич. параметры: изоляция- работа в присутствии экс-ра, работа в одиночку- работа с группой, особенности общения испыт-го и эке­ра. 3) неуправляемые особенности (состояния) индивида (организменные переменные): физич-ие, биологич., психологич., соц-но- психологич. и социальные признаки. Зависимая переменная - это параметры вербального и невербал. поведения испыт-ых. Это:

число ошибок, t-я, потраченное на решение задачи, изменение мимики лица при просмотре фильма. Выбор поведенческого параметра определяется исходной гипотезой. Зависимая перем. Должна поддаваться регистрации в ходе экс-та. Параметры поведения можно разделить на :1) формально-динамические (пространственно-временные)параме'гры. Они легко поддаются аппаратурной регистрации. Это: точность- наиб. часто регистрир-ый параметр- правильность-ошибочность действий; латентность- психич. пр-сы протекают скрыто от наблюдателя. Время от момента предъявления сигнала до выбора ответа- есть латентное t-мя; длительность или скорость выполнения- t-мя м/у выбором действия и окончательным его выполнением; темп или частота действий: продуктивность- отношение числа ошибок ко t-ни выполнения. 2) содержательные параметры- вербализация поведения в терминах обыденного языка. Распознование dif форм поведения- дело спец-но обученных наблюдателей, треб-ся big опыт. Зависимая переменная д.б. валидной (валидность определена в конкретных условиях экс-та и применительно к опред. гипотезе) и надежной (д.б. устойчивость ее регистрируемости при изменении условий экс-та). У зависимых переменных могут регистрироваться один или несколько параметров. Важное св-во зависимой переменной- чувствительность к изменениям независимой переменной. Манипуляция независимой переменной влияет на изменение зависимой.

Страницы: 1 2


Индивид.-психологические особен-ти личности. Характер и темперамент
К индив.-психолог, особенностям относят: 1. Половозрастные особенности, которые распадаются на возрастные стадии эволюции и онтогенез полового диформизма. 2.Индивидуально-типические свойства: конструкция индивида; 2)функциональная асимметрия; 3)нейтродинамические свойства мозга. Данные индив.-психол. свойства являются первичными. Они оп ...

Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...

Результаты исследования
Данные исследование уровня самооценки дошкольников по методике “Лесенка” представлены в таблице 1. Таблица 1 Испытуемый «Сам» «Родители» «Воспитатели» «Дети» Егор А. 5 7 7 7 Арина А. 6 5 2 7 Данил Б. 7 7 7 7 Полина Б. 7 7 7 6 Миша В. 7 6 3 ...