Планирование эксперимента и контроль переменныхСтраница 2
Внешние (прочие) переменные - экс-ор должен их контролировать. Это: 1) побочные переменные - фактор t, фактор задачи, индив-ые особ-ти испыт-ых. 2) дополнительные переменные, котор. существенны для изучаемой связи м/у причиной и следствием. Контрольной переменной назыв-ся дополнит-я перемен-я, а-ая в экс-те станов-ся 2-ой основной. Это: возраст, пол, интеллект, соц-ое положен. Для автоматического регулирования возможна установка электропривода серии esbe ara.
Контроль переменных: Контроль переменных- вся совокупность стратегий организации, планирования и проведения экс-та, применяемых для максимализации его внутренней и внешней валидности. След. различать контроль независимой переменной и контроль внешних (побочных и дополнительных) переменных. Контроль независимой переменной сост. в ее активном варьировании или знания закономерности ее изменения. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения. Выделяют 2 способа контроля независимой переменной: активный (деятельностный метод (экс-т) и коммуникативный (беседа)) и пассивный (наблюдение и измерение). В экс-те контроль независимой переменной осущ. с помощью активного манипулирования, варьирования (пр.: изменение громкости сигнала, подаваемого эксом в наушники). При наблюдении и измерении контроль осущ. за счет отбора требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных (пр.: разбиение группы на неуспевающих, средне-их и высокоуспешных). Приемы контроля влияния внешних переменных на рез-т исслед.:
1) элиминация внешних переменных- наиб. прост, способ для некотор. экс-тов- исключить к-л присутствие в экс-те внешней переменной- в психофизических лабораториях- спец. камеры, где изоляция звука, света, давления, электромагнитных полей, т.д. Иногда элиминировать влияние внеш. переменных невозможно- пр.- невозможно исключить влияние пола, возраста, интеллекта. 2) создание константных условий- внешние переменные делаются неизменными на всех испыт-ых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего экс-та. Это: пространственно-временные условия проведен, экс-та: исслед-е провод-ся в одно и то же t-мя суток, в один и тот же день недели, уравниваются группы испыт-ых по индивидуальным хар-кам (ур-ню образования, полу, возрасту), инструкц. предъявляется одинаково всем испытуемым, сохраняется неизменными интонацию и силу голоса, инстр. м.б. записана на магнитофон. 3) балансировка - в дополнение к экс-ной группе в план экс-та включается контрольная группа. Исслед-е контрольн. группы провод-ся в тех же условиях, что и экс-ной. Отличие в том, что экс-ное воздействие осущ-ся только на экс-ную группу. И изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними переменными, а в экс-ной- совместным действием внешних и независимой переменных. Для определения влияния на завис, премен. той или иной внеш. пременной используют несколько контрольных групп. Вторая контрол. группа помещается в экс-ные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на завис, перемен, экс-ной и 1-вой контрол. групп. Дополнит, перемен.- пол, возраст. 4) контрбалансировка- этот прием- когда экс-т включает в себя несколько серий. Порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе. Контрбалансировка- когда есть возможность провести несколько серий. Но контрбалансировка не позволяет исключить эффект влияния изменения порядка предъявления заданий на знчение зависимой переменной. Используется в исследованиях с повторяющимся воздействием. 5) рандомизация- процедура, гарантирующая равную возможность кажд. члену популяции стать участником экс-та. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, выбор испыт-ых в экс-ную и контрольную группы осущ. с помощью таблицы «случайных» чисел. Исключает влияние индивидуальных обобенностей испыт-ых на рез-т экс-та. В состав экс-ой и контрол. групп входит выборка, котор. имеет те же ур-ни дополнительных переменных, что и генеральная совокупность. Это единственный надежный способ элиминации влияния дополнит-ых переменных на зависимую, это универсальный способ уравнивания групп перед экс-ом.
Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. ...
Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе. Организация и методы исследования
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе;
2. Составить программу и осуществить подбор методов исследования;
3. Провести диагностику готовности ...
Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен ...