Профориентация как комплексная соц.-психологич. проблема.

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Профориентация как комплексная соц.-психологич. проблема.

Профориентация(ПО)- Не явл. сасостоят. науч. дисциплиной, явл. прикладной Д-тью. Это сис-ма гос. мероприятий: психологич., педагогич., юрид-их, экономич., политич., физиолог-их и мед-ых. Сис-ма мероприятий по ознакомлению с миром профессий, содействию в выборе профессии сообразно желанию, склонностям, интересам с учетом его спос-тей, возможностей работать в избранной проф-ии. Это научно обусловленное управление пр-сом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их Л-ых потребностей в самореализации, труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Это пр-с оказания помощи индивиду в изучен, проф-ии и собст. Л-ых кач-в. ПО учит. семейное положение чела, состояние рынка труда. ПО способст. рациональной расстановке, закреплению по месту работы. В ПО- учет 3-х осн. условий эффективности: а)учет потребностно-мотивационной сферы Л-ти при выборе проф-ии; б)учет спос-тей"и-др. Л-ых хар-к чела: темперамент, хар-р, внимание; в)учет потребностей народ, хоз-ва на кажд. конкрет. историч-ом этапе развития об-ва. В советское t-мя ПО сводилась к профпропаганде. Работа по ПО- часть воспитательной работы учебн. заведений. Профессия (Гуревич)-длительно сущ-щий комплекс труд. обязанностей. Формы ПО: 1} психологическое изучение профессий: а)профессиография- описание профессии с психологич. т.з., т.е. описание требований, предъявляемых профессией к психике человека, цель профессиографии- составление профессиограм;

б)психография, в)психологич. треб-я к S-ту труда, ^классификация профессий- сущ-ет классиф. Голланда, теория интересов Гилфорда (к технике, науке, соц-му благосост-ю, к канцелярскому труду, к торговле, к эстетике), карта интересов, МОПС;

2) проф. воспитание: а)развитие интересов, склонностей, спос-тей, Л-ых кач-в в dif видах Д-ти; 3)профпросвещение: обеспечение формальных знаний о мире профессий, рынке труда, инф. о способах и условиях овладения данными профессиями, big значен.- у СМИ, ^ рекламы, т.е. профпросвещение включ. привлечение' внимания молодежи к тем профессиям, в котор. имеется недостаток кадров и форм-е у молодежи интереса и истремления к этим профессиям; 4} профконсультация- сис-ма психолого-пед-их и мед. мероприятий по изучению и оценке спос-тей и функциональных возможностей чела с целью помощи ему в выборе проф-ии; 5) профадаптация- приспособление чела к проф-ным, соц-ным и психологич. факторам трудовой Д-ти + формир-ия у чела своего стиля Д-ти. Формы профконсультаций: 1) справочная информация: а)профессиограмма-документ, в котором полностью описаны все особенности профессии: данные о процессе труда, сведения о требующейся подготовке, гигиенич. и физиологич. особенности, мед. противопоказания, сведения о перспективах роста; б)психограмма профессии- документ, в котором полно описана сис-ма требований проф-ии к психологическим и психофизиологическим кач-вам чела; в)проф. агитация-способствовать привлечению людей в к-л отрасли хоз-ва; г)экскурсии; д)ярмарки профессий; 2) психодиагностика- психологическое обследование, и оценивание соответствия индивидуальных спос-тей и особенностей Л-ти к требованиям отдельных проф-ии: а)беседа; б)опросники; в)наблюдение; г)проективные методики;

д)психофизиологическое обследование; 3) психологич. коррекция- помощь в выборе проф-ии и коррекция этого выбора; 4) медицинские; 5) механизмы морально-эмоциональной поддержки клиента.


Закономерности развития профессиональной работосп-ти и функциональных состояний ч-ка в процессе трудовой Д-ти.
Работоспособность (Рс-ть)- потенциальная спос-ть индивида выполнять целесообразную Д-ть на заданном ур-не эффективности в течение определенного t-ни. Завис, от внеш. условий Д-ти и психофизиологич-их ресурсов индивида. Функциональные состояния- фоновая активность НС, в условиях котор. реализуются поведенческие акты. Явл. общей, интеграл ...

Виды социально-психологических тренингов
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстеров влияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель коммуникативных трени ...

Исследование лидерства у школьников. Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» № исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей 1 26 2 2 28 2 3 26 2 4 31 2 5 36 3 6 27 2 7 24 1 8 29 ...