Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
Страница 1

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования

При проведении обследования должно быть учтено следующее.

Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;

- иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;

- находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);

- должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).

Во время работы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследования должен быть отдельный стол.

Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.

Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.[19]

Последовательность проведения обследования:

1. Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.

2. Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.

3. Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).

4. Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.

5. Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно быть закончено обследование.

6. Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей.

7. Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются.

8. При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения и начать решение.

9. По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих это может отвлекать или раздражать.

10. По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов.

11. Не забудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.

При проведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагносту предъявляются определенные требования.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:

• Понимать задачи эксперимента;

• Хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;

• Знать правила обработки данных и оценивания результатов;

• Уметь контролировать себя;

• Обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.

Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

Страницы: 1 2


Результаты третьего этапа исследования
Мы установили некоторые личностные и социальные особенности подростков, считающих себя одинокими. На третьем этапе нашего экспериментального исследования мы исследовали характер связи балла по шкале одиночества и баллов по другим проведённым нами тестам, а также связи между личностными и социальными особенностями в экспериментальной гру ...

Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Р.Бернс, анализируя бол ...

Приложения
Приложение 1 Методика «МЭДОС» Цель: изучить проявление свойств самосознания. Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Материал: список утверждений, бланк для фиксации ответов. Список утверждений: · Хочешь быть слишком маленьким · Считаешь себя некрасивым · Считаешь себя нездоров ...