Введение.
О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не установлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал в Алькала, где в 1550 г. получил докторскую степень.
Документальных данных о жизни и деятельности X. Уарте до 1571
г. почти не имеется. С 1571 г. он жил в Баэсе, где в 1572 г. получил должность городского врача.
Вот некоторые сведения которые даёт нам Большая советская энциклопедия:
Уарте (Huarte) Хуан (около 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра, — не позднее 1592, Баэса), испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Автор труда «Исследование способностей к наукам» (1575, русссикй переревод 1960, вступительная статья Р. Бургсте), в котором способности души в духе натурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу одного из четырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент — огонь. Уарте одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеческих способностях — памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большое влияние на испанский гуманизм 16—17 вв.
В 1575 г. вышла единственная книга Хуана Уарте (1529—1592) «Исследование способностей к наукам», принесшая автору всеевропейскую славу.
Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать родоначальником направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой . какие виды дарования имеются в человеческом роде . какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности . по каким признакам можно узнать соответствующее дарование». В своей работе мы постараемся наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд.
Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе:
«Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит .».
Однако, благая мысль о том, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностям кощунственно звучала в феодальной Испании, и не могла найти применения.
Методика «Память на числа»
Методика предназначена для определения кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20-ти секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица будет убрана, записать на бланке. Методика удобна как для индивидуа ...
Исследование избирательности внимания
Цель исследования
: определить уровень избирательности внимания.
Материал и оборудование
: тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения за ...
Теоретический обзор. Теория внимания
Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии – ассоционисты – вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них н ...