Введение.

О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не уста­новлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал в Алькала, где в 1550 г. получил докторскую степень.

Документальных данных о жизни и деятельности X. Уарте до 1571

г. почти не имеется. С 1571 г. он жил в Баэсе, где в 1572 г. получил должность городского врача.

Вот некоторые сведения которые даёт нам Большая советская энциклопедия:

Уарте (Huarte) Хуан (около 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра, — не позднее 1592, Баэса), испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Автор труда «Исследование способностей к наукам» (1575, русссикй переревод 1960, вступительная статья Р. Бургсте), в котором способности души в духе натурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу одного из четырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент — огонь. Уарте одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеческих способностях — памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большое влияние на испанский гуманизм 16—17 вв.

В 1575 г. вышла единственная книга Хуана Уарте (1529—1592) «Исследование способностей к наукам», принесшая автору всеевропейскую славу.

Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать родоначальником направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой . какие виды дарования имеются в человеческом роде . какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности . по каким признакам можно узнать соответствующее дарование». В своей работе мы постараемся наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд.

Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе:

«Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит .».

Однако, благая мысль о том, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностям кощунственно звучала в феодальной Испании, и не могла найти применения.


«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью». Г. Гейне. Умение любить свойственно только человеку
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь, и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-то высшему. ...

Основные черты типичного характера
«Человек – носитель характера. Черты его характера отражаются в деятельности, отношениях, способах действия в широком их понимании – в семье, трудовом коллективе, в управлении производством, государством. Типичное и индивидуальное в характере существуют в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а пр ...

Индивидуальный стиль деятельности педагога
Современные ученые, характеризуя основные проблемы человечества, первой в их ряду поставили проблему самого человека. Анализируя исторические пути и закономерности становления человека, Б.Г.Ананьев писал: «В системе тех или иных связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического ...