Аспирантура и мотивация учебной деятельности. Понятия аспирантуры и аспиранта. Проблема защищаемости

Статьи по психологии » Мотивация обучения в аспирантуре » Аспирантура и мотивация учебной деятельности. Понятия аспирантуры и аспиранта. Проблема защищаемости

Для более полного представления об аспирантах и аспирантуре приводится расшифровка этих понятий, взятая из информационного листка для поступающего в аспирантуру (прил. 1).

Аспирантура (от латинского aspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться) – основная форма подготовки научно-педагогических кадров при высших учебных заведениях или научных организациях. www.alltransportation.ru

Аспирант – лицо, проходящее обучение в аспирантуре. Аспирант работает под руководством своего научного руководителя (как правило, доктора наук, профессора) по индивидуальному плану, изучает избранную специальность, овладевает методами научно-исследовательской, экспериментальной и учебно-методической работы, сдаёт экзамены кандидатского минимума и готовит диссертацию на соискание степени кандидата наук.

В аспирантуре существуют три формы обучения: очная – с отрывом от работы (срок обучения 3 г.), заочная – без отрыва от работы (срок обучения 4 г.), и соискательство (срок обучения 5 лет). Кроме того, существуют бюджетная (бесплатная) и контрактная (платная) формы обучения.

Аспирантура организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934). В начале 90-х гг. в Российской Федерации свыше 60 тыс. аспирантов, в том числе при вузах около 40 тыс. [1].

Проблема защиты аспирантами кандидатских диссертаций существует, наверное, со времени организации аспирантуры. В статье «аспирантура» Большой Советской энциклопедии указывается, что «В 1968 в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. человек (свыше 54 тыс. с отрывом от работы) … а окончило свыше 25 тыс. человек, в том числе очную при вузах 10,6 тыс. человек и очную при научных учреждениях около 5,8 тыс. человек» [2].

В требованиях к поступающему в аспирантуру, освящённых в информационном листке (прил. 1) указаны следующие качества личности:

Целеустремлённость. Это качество неразрывно связано с заинтересованностью будущего аспиранта в результатах своего исследования. Множество трудностей, возникающих в научной работе, преодолимы лишь за счёт незаурядной мотивации.

Организованность. Большинство аспирантов вынуждено совмещать обучение с выполнением оплачиваемой работы. В этой связи перед поступлением следует заранее подготовиться к подобным трудностям. Аспирант-очник загружен аудиторными занятиями в соответствии с учебным планом в среднем два-три дня в неделю.


Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными ...

Межкультурные различия в граффити
Исследований, посвященных сопоставлению граффити в разных культурах, крайне мало и касаются они только различий в содержании надписей, а не самого обычая. Секрест и Флорес изучали надписи в туалетах и других общественных местах на Филиппинах и в США. Граффити гетеросексуального содержания обнаружено примерно одинаково в обоих выборках, ...

Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX - начале XX вв. российская психология включала ряд мощных течений, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики и методов ее исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интоспективное), материалистическое (опытное). Выбор того или иного направления опред ...