Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
Страница 2

Статьи по психологии » Структура и этапы психологического исследования » Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования

Диагност в процессе исследовательской работы должен знать и соблюдать этические принципы и правила работы (специальная регламентация деятельности и действий психолога).[11]

Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность.

Репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Практически психологи всегда стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах.[12]

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 респондентов. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но тем не менее хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.

Если в обработке данных планируется использовать факторный или компонентный анализ, выявляются факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов – величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ.

Особо следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки:

• нет ответов на все вопросы, задания и тому подобное;

• в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией;

• по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию и другие.

Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10 % больше требуемого объема, то есть с запасом.

Страницы: 1 2 


П.Рикер. Повествовательная идентичность
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр "Academia", 1995 Под «повествовательной идентичностью» я понимаю такую форму идентичности, к которой человек способен прийти посредством повествовательной деятельности. Однако, прежде чем приступить к анализу, важно устранить значительную сем ...

Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по фа ...

Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения. Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...