Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция
интегральной индивидуальностиСтраница 1
Климов Е. А. Индивид, стиль Д-ти. Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля (ИС) можно считать следующие:
а) устойчивая сис-ма приемов и способов Д-ти; б) эта система обусловлена определенными Л-ми кач-ми; в) эта сис-ма явл. средством эффективного приспособления к Q-ным требованиям. В целом под ИС понимается вся сис-ма отличительных признаков Д-ти данного чела, обусловл-ых особ-тями его Л-ти. Климов рассматр-ет лишь те особенности стиля Д-ти, а-рые обусловлены к-л типологич-ми св-ми НС.
В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности(ИСД) -обусловленная типологическими особ-тями устойчивая сис-ма способов, а-ая склад-ся у чела, стремящегося к наилучшему осущ-лению данной Д-ти. Это: исполнительные, двигательные акты, + гностические, ориентировочные действия и смена функциональных сост-ий, если они выступ. как средство достижения цели («самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). ИСД-индивидуально-своеобразная сис-ма Y-ских средств, к а-ым сознат-о or стихийно прибегает чел для наилучш. уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивид-ти с предмет, внешними условиями Д-ти. Этапы формир-я ИС: 1) форм-е мотивов проф. Д-ти; 2) форм-е целей; 3) форм-е представлений о программе Д-ти; 4) форм-е информационной основы Д-ти; 5) форм-е блока принятия решений (происходит осознание проблемыи разрешениеО проверка решенияи коррекц. выбора); 6)форм-ие ПВК. Структура ИС: Сущ. такие способы Д-ти, а-ые непроизвольно, без S-ных усилий провоцируются в данной Q-вной обстановке на основе имеющегося у чела комплекса типологических св-в НС. Эти особенности -ядро ИСД, они обуслов-ют 1-ый приспособит, эффект и определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Они не обеспечивают всего необходимого приспособит-го эффекта. Возникает др. группа особ-тей Д-ти, а-ые вырабат-ся в течение поисков (сознательных). Это -пристройка к ядру ИС. ПР.: на основе инертности легко осущ-ся медленные и плавные движения, предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. 2 категории особ-тей. составл-щих ядро ИС: особ-ти, способст-щие успеху в данной обстановке («А»), и особ-ти, противодейст-щие успеху («Б»), Одна и та же особенность Д-ти может м.б. в одних обстоят-вах «А», в других — «Б». Пр.: «А»:
однообразные неторопливые движения у инертных при ручной полировке изделия, «Б»: надо срочно и часто менять хар-р движений- при удержании равновес. на неустойчивой опоре. Если участвует особ-ть «Б», то рано или поздно она «обрастает» компенсаторными мех-мами. Пр.:
условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью. К типологически обусловл-ым особ-тям Д-ти, благоприятст-щих успешному ее выполнению, прибавляются элементы пристройки к ядру стиля. Две категории особенностей, составляющих пристройку к ядру ИС: особ-ти, имеющие компенсаторное значение («В»), и особ-ти, связанные с тах использованием положительных приспособит-ых возможностей («Г»). Пр.: Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные тах используют свои скоростные ресурсы и спос-ть часто переключ-ся с одной ситуации на др. 6 ИС тем > сформирован и выражен, чем > наблюд-ся особ-тей категорий «А», «В», «Г», и чем < остается нескомпенсированных особ-тей категории «Б». ИСД не опред-ся комплексом природных особ-тей чела. ИС - рез-ат в/действия чела с предметной и соц-ной средой. ИС- сис-ма индив-но-своеобразных приемов и способов решения задачи. Управление формир-ем ИС осущ. за счет конструирования необход-ых элементов пристройки к его ядру. Формир-ие ИС продвигает Л-ть на > высокие ур-ни осущ-ния Д-ти. ИС сформирован у высококвалифицированной Л-ти, осознающей свои достоинства и понимающей как компенсировать свои недостатки (типа НС). Индивидуальность представляет собой совокуп-ть генетич., информационных, структурных параметров, измен-хся во t-и. Осознание своей индивид-ти явл. следствием функционирования механизмов рецепции, памяти, мышления. А понятие интегральной индивид-ти склад-ся из след. компонентов: информационный (сумма знаний, навыков, опыта, приобретенных в течение жизни данной особи), генетический, структурный, функциональный тип индивид-ти. Все компоненты интегральной индивид-ти изменяются во t-и. Итегральная индив-ть (ИИ)- совокуп-ть взаимосвязанных ур-ней, обеспеч. все стороны функционирования индивида. Для животных наиболее ценными явл. генетич. и функциональный компоненты, для ч-ка наиболее ценной является информационный и генетич. компоненты."Именно ИИ, - поясняет МерлинВольфСоломонович, - а не отдельные ее ур-ни определяют успешность ч-ка в той или иной Д-ти. Все практические проблемы оптимизации Д-ти чела в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиб. успешно разрешаются тогда, когда в кач-ве субъекта активности рассматривается вся ИИ, а не отдельные ее уровни, и когда должным образом учитывается многозначность разноуровневых связей индивидуал. свойств". 3 уровня: 1) индивид-ных св-в организма (ур-нь организма):а)биохимич.; б)общесоматич-е - физическое здоровье чела, рост, вес, давление, объем легких; в)св-ва НС (нейродинамич-кие); 2) индив-но-психич. св-в (ур-нь индивида): а)психодинамич-е(св-ва темпер-та, задатков- динамика нервных пр-сов, функциональная ассиметрия); б)психич. св-ва Л-и; 3) ур-нь соц.-психологич. индивидуал. св-в (ур-нь Л-ти): асоциальные роли в соц. группе и коллективе; б) социальные роли в соц.-историч-их общностях(народ, класс); Л-ть в узком смысле- ур-нь ИИ, где осущ. самые главные выборы (самоопределен.). Изучение ИИ проходит по четырем уровням: 1) изучение нейродинамического ур-ня (оцениваются свойства НС с help опросника Стреляу). 2) изучение психодинамического ур-ня (оцениваются св-ва темперамента с help опросника формально-динамических св-в индивид-ти В.М. Русалова и опросника Г. Айзенка). 3) изучение личностного ур-ня (оцениваются св-ва Л-и с help 16-факторного опрос-ка Кеттела, опрос-ка FPI, опросника К. Леонгарда, опрос-ка мотивацион. сферы по Ладанову, теста самоактуализации и теста Лири); 4)изучен. соц-но-Y-ro ур-ня (с помощью методики УСК (уровень субъективного контроля)). Мерлин: чел. - это ИИ, т. е. взаимосвязь ряда св-в, относящихся к нескольким иерархич-м ур-ням, подчиненным разл. закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи св-в НС и св-в темперамента или связи св-в Л-ти и в/отношений в соц. группе. Так, для нейродинамич. ур-ня такими образцами явл. показатели силы и динамичности нервных пр-сов; для психодинамич. - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психол. - ценностные ориентации и межЛ-ные отношения. Во всякой хар-ке любого иерархич. Ур-ня (биохим., физиол., Y-ого) есть типичное, общее для определ. группы людей, и нечто индивид-но-своеобразное, присущ, только 1-му челу. Осн. проблема Y-ии Л-ти сост. в определен. соотношения соц-но-типичных и индив-но-своеобразных черт. Социально-типичное - это обобщенное отношение к определ. сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности. В индивидуальное включены 2 группы психич. особ-тей. Чая группа - св-ва индивидуума (св-ва темпер-а и индивид, качественные особ-ти психич. пр-сов). Ко 2ой группе индивид, особ-тей относ-ся: 1) устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). 2) индивид, черты хар-ра : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость. 3) св-ва восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых завис, продуктивность Д-ти. Все индивидуальное в Л-ти., возникая на почве психич. св-в индивидуума, формируется в зависти от ее определ. социально-типичных отношений. Индивид, и социально-типичное - это не разные группы свойств Л-ти., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом Л-ти. явл. св-ва, кажд. из а-ых есть выражение и спос-ти, и хар-ра, и направлен-ти. Т. о., структура Л-ти. представляется как в/связь и организация св-в Л-ти.
Вывод
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обуч ...
Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персоналу службы, прерогативой которой являются функции управления конфликтами (например, отдел трудовых отношений службы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...
Приложения
Приложение 1
Стандартизованная методика составления деловых характеристик руководителя (по Е.С. Жарикову)
Инструкция:
1. Внимательно читая стандартизованные высказывания методики, соотнесите их со свойствами, способностями, умениями, особенностями, качествами характеризуемого Вами человека и интуитивно определите частоту. Оценка и по ...