Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Страница 2

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те

Эльконин Д.Б. выделил структуру игровой деятельности в число основных элементов которой входят сюжет(во что играют), содержание(как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия, операции и игровые отношения. По мнению Эльконина наибольшее значение имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, т.к. в ней скрыто правило поведения в данной игре. Помимо этого Эльконин выявил формирование психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. Значительное место в исследовании дошк-ов занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В это время впервые его внимание переключается со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В процессе такого общения развивается самооценка , которая становиться более адекватной. О значении адекватной самооценки писал К.Роджерс. Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой Л-ти является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе; в качестве бесконфликтного развития Л-ти выступает положительное эмоциональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием о себе. => адекватная самооценка. В дошк-ом возрасте увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Лидии Ильиничны Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у- них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень удовлетворения своим местом в этих отношениях. Проблема готовности ребенка к школе - не отдельные знания и умения, но их определенная структура, в которой должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень развития их может быть разным. Это -мотивационная, Л-ная готовность, волевая , интеллектуальная готовность, высокий уровень зрительно-моторной координации. Школьный возраст. Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6-10 лет, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу. Это трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот момент ведущую деятельность- учебную. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослым дифференцируется, трансформируясь ел. образом:

Ребенок—взрослый -ся на: Ребенок— родитель и Ребенок— учитель. Т.е., значимые взрослые- это уже не только близкие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально- нормативных взаимодействий. Этот переход болезненно воспринимается 6-летними детьми, т.к. ребенок все еще находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Становление познавательной мотивации- один из наиболее важных этапов развития в этот период. В основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы с формировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

Система соподчинения мотивов показывает, что в любом случае познавательная мотивация не является единственной в том мотивационном комплексе, который определяет поведение ребенка в школе. Присутствуют здесь и игровые мотивы, и направленность на общение со сверстниками. Главное какой мотив преобладает в этой иерархии. Многочисленные исследования показали, что корни неуспеваемости детей в школе кроются не только в интеллектуальных нарушениях(задержке, отставании), но и в некоторых индивидуальных особенностей детей- импульсивности(связанной с отсутствием ориентировки в задании), не умение сосредоточиться и организовать свою Д-ть, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества не связаны напрямую с мышлением , но тем не менее мешают детям учиться, слушать учителя и выполнять его задания.

Страницы: 1 2 3


Приемы развития самооценки младших школьников
Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми. С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышени ...

Типологические модели индивидуальных характеров
В XX в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных характеров. 1. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Далее будет схематично приведена типологическая модель характеров А. Лоуэна. Схема 3. Типологическая модель характеров А. Лоуэна 2. Психиатрический под ...

Индивид.-психологические особен-ти личности. Характер и темперамент
К индив.-психолог, особенностям относят: 1. Половозрастные особенности, которые распадаются на возрастные стадии эволюции и онтогенез полового диформизма. 2.Индивидуально-типические свойства: конструкция индивида; 2)функциональная асимметрия; 3)нейтродинамические свойства мозга. Данные индив.-психол. свойства являются первичными. Они оп ...