Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Страница 1

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те

Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. Д-ти. Исследуя становление произвольности поведения, Алекс-р Басил. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе. В его экспериментах детям нужно было прыгнуть как можно дальше, пробежать по определенному маршруту сначала с предварительной ориентировкой( напр., проводилась черта до которой они должны были допрыгнуть), а затем без ориентировки(прыгать как можно дальше).оказалось что практически все дети прыгают дальше если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо прыгнуть. Исследования Запорожца убедили его в том, что ориентировка проходит несколько этапов- от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризированной. К тем же выводам пришел и П.Я. Гальперин, который изучал развитие уже не внешней, но внутренней, умственной Д-ти. =>теория Гальперина -поэтапного формирования умственных действий(постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное). Особое внимание ученые обращали и на когнитивное развитие дошк-ов. Изучая процесс формирования памяти и мышления, П.П. Блонский открыл этапы их генезиса в этом возрасте, показал их взаимосвязь, влияние др. на др., а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. В дошк-ом возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, Поэтому для дошкольников думать и припоминать- это сходные процессы. Начиная с младшего школьного возраста взаимоотношения мышления и памяти изменяются и уже мышление влияет на запоминание- хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Т.о. мышление уже не зависит от памяти; наоборот, хороший уровень мышления может частично компенсировать недостатки механической памяти. Анализируя процесс развития мышления и его связь с речью, Блонский пришел к выводу, что генетические корни мышления и речи общие -это практическая Д-ть. Эксперименты Блонского показали, что внешняя и внутренняя речь появляются одновременно, активно развиваются благодаря подражанию в раннем и, особенно в дошкольном , возрасте и связаны первоначально в основном с памятью, а затем с мышлением. Изучая процесс формирования внутренней речи, Блонский подчеркивал, что она возникает, как и внешняя, из слушания др. и из внутреннего повторения речи др. Т.о., Блонский выдвигал теорию подражания как основу возникновения внутренней речи и доказывал, что мышление, внешняя и внутренняя речь возникают одновременно, причем внешняя и внутренняя речь тесно связаны с общением. Для изучения динамики становления мышления и речи Л.С.Выготский предложил экспериментальную программу исследования того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Этот метод получил название инструментального. Выготский придал особое значение знаковой природе слова, трактуя знаки( или стимулы-средства) как псих-ие орудия, которые в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего им субъекта. Процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия)—эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака)—словестно-логическое мышление(стадия внутреннего знака). Здесь Выгот. доказывал, что внутренняя речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. С точки зрения Выготского, эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план. Эти положения Выготского были оспорены Блонским, доказывавшим одновременное появление всех видов речи. При сопоставлении их взглядов необходимо помнить о том, что Блонский под внутренней речью понимал любые высказывания детей, произнесенные про себя. Такая речь, действительно появляется у детей очень рано. Выготский же фактически отждествлял внутреннюю речь с планирующей, этот вид речи как раз появляется в дошкольном возрасте, что и было доказано в его экспериментах. Выготский изучал так же этапы формирования мышления и показал, что оно развивается от синкретического к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. Периодизация развития мышления Выготского не отличается, по сути, от той, которая была открыта Пиаже. Но Выготского в отличае от Пиаже интересовал не столько процесс сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. Об интериоризации мыслительных операций в дошк-ом возрасте писал Ж.Пиаже, который установил основные закономерности развития мышления в этом возрасте, в том числе эгоцентризм(не умение встать на чужую точку зрения), синкретизм(нерасчлененность детского мышления), Трансдукция(переход от частного к частному минуя общее), нечувствительность к противоречиям. Он показал, что к концу дошкольного возраста у детей появляются обратимые мыслительные операции и преодолевается эгоцентризм. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным ученым, уделявшим внимание именно этой проблеме, т.к. большинство ученых(Выготский, Штерн, Карл Бюллер) исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной Д-ти. Исследования Пиаже привели его к выводу , что до7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не совершенны, необратимы. В работах Л.А.Венгера было показано, что существуют определенные виды Д-ти , к которым сензитивны восприятие, и мышление даже в дошкольном возрасте,- это рисование и конструирование. Они оказывают существенное влияние на переход от образного мышления к более высокому уровню- схематическому мышлению. Понятия формы, цвета, размера сформированы уже к 3-4 годам. О значении игры в социализации детей, формирование у них адекватных понятий о ролевых позициях писали ДжоржМид, Э.Клапаред, В.Штерн. Они отмечали влияние игры на становление поведения, развитие у детей речи и познавательных функций.

Страницы: 1 2 3


Классификации характеров
«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы: ...

Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...

Психологическая сущность игры дошкольника. Характеристика игровой деятельности ребенка
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит зн ...