Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-теСтраница 1
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. Д-ти. Исследуя становление произвольности поведения, Алекс-р Басил. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе. В его экспериментах детям нужно было прыгнуть как можно дальше, пробежать по определенному маршруту сначала с предварительной ориентировкой( напр., проводилась черта до которой они должны были допрыгнуть), а затем без ориентировки(прыгать как можно дальше).оказалось что практически все дети прыгают дальше если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо прыгнуть. Исследования Запорожца убедили его в том, что ориентировка проходит несколько этапов- от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризированной. К тем же выводам пришел и П.Я. Гальперин, который изучал развитие уже не внешней, но внутренней, умственной Д-ти. =>теория Гальперина -поэтапного формирования умственных действий(постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное). Особое внимание ученые обращали и на когнитивное развитие дошк-ов. Изучая процесс формирования памяти и мышления, П.П. Блонский открыл этапы их генезиса в этом возрасте, показал их взаимосвязь, влияние др. на др., а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. В дошк-ом возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, Поэтому для дошкольников думать и припоминать- это сходные процессы. Начиная с младшего школьного возраста взаимоотношения мышления и памяти изменяются и уже мышление влияет на запоминание- хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Т.о. мышление уже не зависит от памяти; наоборот, хороший уровень мышления может частично компенсировать недостатки механической памяти. Анализируя процесс развития мышления и его связь с речью, Блонский пришел к выводу, что генетические корни мышления и речи общие -это практическая Д-ть. Эксперименты Блонского показали, что внешняя и внутренняя речь появляются одновременно, активно развиваются благодаря подражанию в раннем и, особенно в дошкольном , возрасте и связаны первоначально в основном с памятью, а затем с мышлением. Изучая процесс формирования внутренней речи, Блонский подчеркивал, что она возникает, как и внешняя, из слушания др. и из внутреннего повторения речи др. Т.о., Блонский выдвигал теорию подражания как основу возникновения внутренней речи и доказывал, что мышление, внешняя и внутренняя речь возникают одновременно, причем внешняя и внутренняя речь тесно связаны с общением. Для изучения динамики становления мышления и речи Л.С.Выготский предложил экспериментальную программу исследования того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Этот метод получил название инструментального. Выготский придал особое значение знаковой природе слова, трактуя знаки( или стимулы-средства) как псих-ие орудия, которые в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего им субъекта. Процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия)—эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака)—словестно-логическое мышление(стадия внутреннего знака). Здесь Выгот. доказывал, что внутренняя речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. С точки зрения Выготского, эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план. Эти положения Выготского были оспорены Блонским, доказывавшим одновременное появление всех видов речи. При сопоставлении их взглядов необходимо помнить о том, что Блонский под внутренней речью понимал любые высказывания детей, произнесенные про себя. Такая речь, действительно появляется у детей очень рано. Выготский же фактически отждествлял внутреннюю речь с планирующей, этот вид речи как раз появляется в дошкольном возрасте, что и было доказано в его экспериментах. Выготский изучал так же этапы формирования мышления и показал, что оно развивается от синкретического к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. Периодизация развития мышления Выготского не отличается, по сути, от той, которая была открыта Пиаже. Но Выготского в отличае от Пиаже интересовал не столько процесс сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. Об интериоризации мыслительных операций в дошк-ом возрасте писал Ж.Пиаже, который установил основные закономерности развития мышления в этом возрасте, в том числе эгоцентризм(не умение встать на чужую точку зрения), синкретизм(нерасчлененность детского мышления), Трансдукция(переход от частного к частному минуя общее), нечувствительность к противоречиям. Он показал, что к концу дошкольного возраста у детей появляются обратимые мыслительные операции и преодолевается эгоцентризм. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным ученым, уделявшим внимание именно этой проблеме, т.к. большинство ученых(Выготский, Штерн, Карл Бюллер) исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной Д-ти. Исследования Пиаже привели его к выводу , что до7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не совершенны, необратимы. В работах Л.А.Венгера было показано, что существуют определенные виды Д-ти , к которым сензитивны восприятие, и мышление даже в дошкольном возрасте,- это рисование и конструирование. Они оказывают существенное влияние на переход от образного мышления к более высокому уровню- схематическому мышлению. Понятия формы, цвета, размера сформированы уже к 3-4 годам. О значении игры в социализации детей, формирование у них адекватных понятий о ролевых позициях писали ДжоржМид, Э.Клапаред, В.Штерн. Они отмечали влияние игры на становление поведения, развитие у детей речи и познавательных функций.
Особенности диагностического исследования проективными методиками детей с
нарушениями в развитии
При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих его личность. Однако при обследовани ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных
ориентаций с чувством одиночества в подростковом возрасте. Организация и методика исследования
В свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема аддиктивного поведения в молодежной среде, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личн ...
Исследование склонности к употреблению психически активных веществ. Описание
методик и процедуры проведения исследования.
В процессе проведения исследования использовалась адаптированная методика «Диагностика потребности в поисках ощущений», автором которой является М. Цукерман.
К выполнению данной методики предлагалась следующая инструкция:
ряд предложенных утверждений объединены в пары. Из каждой пары необходимо выбрать одно, которое наиболее характерн ...