Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте

Наиболее продолжительный период онтогенеза- зрелость, имеет условные границы, определяющие его, с 1-ой стороны, от юности, с др.-от начинающего процесса старения. Этот отрезок характеризуется как t расцвета, наивысшего Р-ия интелек-ых способностей и личности человека. Псих-ое развитие в зрелости связано с проф-ым самоопределением юноши, его материальной независимостью от родителей.

Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии - молодость, расцвет, собственно зрелость.

Некоторые ученые выделяют 2 стадии зрелости:

1) от21 до 45-50 2)от 45 до 50-60 (в др. источниках - 1)35-40\45л. 2)50-55л. ) Изучение позноват-ных способ-ей ч-ка в зрелом возрасте показало, что расцвет и спад различных когнитивных ф-ий совпадают по времени: " -

- с возрастом постепенно ослабевает кратковр-ая память,

- а к 30-35 годам - снижение оперирования новой информацией,

- но растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний чел-ка.

- появляется способность к адекватному и гибкому формированию и изменению

схемы ситуации, системы понятий.

Эти изменения в инлеллектуальной сфере связаны с различиями становлении и функционировании 2-х видов интеллекта:

1) «кристализованного» - тенденция к более полному раскрытию во 2-ой половине жизни.

2)"подвижного" (текучего) - его возможности с возрастом снижаются. Этим также объясняется факт наиболее высокой творческой продук-ти в зрелом возрасте ( от 20 - до 40 лет).

Определяющим для развития личности в зрелости явл. стремление к наиболее полной самореализации в разных сферах жизни- проф-ой, сем-ой, творч-ой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности - чувство полноты и смысла жизни. В поздней зрелости и пожилом возрасте влияние на самооценку и степень удовл-ти ч-ка жизнью оказывают повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации ч-ка, придать смысл его жизни.

Неоднородность периода зрелости связана и с наличием возрастных кризисов, сущ-ие которых было доказано мн. исслед-ми, хотя их содержание изучено значительно меньше. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. В качестве наиболее значительных кризисов выделяют кризис середины жизни(35-40). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, доп-ых в прошлом, а т.ж. с оценкой своих возможностей самореализоваться в оставшийся отрезок жизни.


Коэффициент корреляции Пирсона
Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тес ...

Социальное взаимодействие в повседневной жизни
Реальность повседневной жизни я разделяю с другими людьми. Но как эти другие воспринимаются в повседневной жизни? Опять-таки можно различать несколько способов такого восприятия. Наиболее важно восприятие других людей в ситуации лицом-к-лицу, которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи — отклонения ...

Характеристики и личные качества руководителя. Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней: • репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения; • адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных; • локально-моделирующий – владеет страт ...