Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте

Наиболее продолжительный период онтогенеза- зрелость, имеет условные границы, определяющие его, с 1-ой стороны, от юности, с др.-от начинающего процесса старения. Этот отрезок характеризуется как t расцвета, наивысшего Р-ия интелек-ых способностей и личности человека. Псих-ое развитие в зрелости связано с проф-ым самоопределением юноши, его материальной независимостью от родителей.

Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии - молодость, расцвет, собственно зрелость.

Некоторые ученые выделяют 2 стадии зрелости:

1) от21 до 45-50 2)от 45 до 50-60 (в др. источниках - 1)35-40\45л. 2)50-55л. ) Изучение позноват-ных способ-ей ч-ка в зрелом возрасте показало, что расцвет и спад различных когнитивных ф-ий совпадают по времени: " -

- с возрастом постепенно ослабевает кратковр-ая память,

- а к 30-35 годам - снижение оперирования новой информацией,

- но растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний чел-ка.

- появляется способность к адекватному и гибкому формированию и изменению

схемы ситуации, системы понятий.

Эти изменения в инлеллектуальной сфере связаны с различиями становлении и функционировании 2-х видов интеллекта:

1) «кристализованного» - тенденция к более полному раскрытию во 2-ой половине жизни.

2)"подвижного" (текучего) - его возможности с возрастом снижаются. Этим также объясняется факт наиболее высокой творческой продук-ти в зрелом возрасте ( от 20 - до 40 лет).

Определяющим для развития личности в зрелости явл. стремление к наиболее полной самореализации в разных сферах жизни- проф-ой, сем-ой, творч-ой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности - чувство полноты и смысла жизни. В поздней зрелости и пожилом возрасте влияние на самооценку и степень удовл-ти ч-ка жизнью оказывают повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации ч-ка, придать смысл его жизни.

Неоднородность периода зрелости связана и с наличием возрастных кризисов, сущ-ие которых было доказано мн. исслед-ми, хотя их содержание изучено значительно меньше. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. В качестве наиболее значительных кризисов выделяют кризис середины жизни(35-40). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, доп-ых в прошлом, а т.ж. с оценкой своих возможностей самореализоваться в оставшийся отрезок жизни.


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета "Свойственна ли Вам застенчивость" 1 Бывало ли, что вы покупали вещь только потому, что вам трудно было сказать "нет" продавцу? 2 Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли вы попросить его быть потише? 3 Трудно ли вам спросить о чем-нибудь незнак ...

Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватно ...

Конфликты между личностью и группой
Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересо ...