Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
Страница 2

Статьи по психологии » Комплексная оценка актуального функционального состояния » Литературный обзор проблемы современных исследований ФС

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек — человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Для определения уровня эмоционального выгорания была использована "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко. Личностные особенности социальных работников изучались с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма А), методики "Мотивация к успеху" и "Мотивация к избеганию неудач" Т.Элерса, опросника "Уровень субъективного контроля" Е. Ф. Бажина и соавторов, созданного на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера.

Исходя из полученных данных в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что проблема "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников актуальна, т.к. у 95 % опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы "выгорания". Лишь у 16 % респондентов синдром "эмоционального выгорания" не выявлен.

А так как данный синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще, то это напрямую связанно с ухудшением функционального состояния социального работника.

Все проанализированные нами статьи рассматривают различные состояния, каждое из которого оказывает влияние на такое функциональное состояние как работоспособность. Работоспособность является интегральной характеристикой человека. Психофизиологические характеристики человека являются базовыми для работоспособности. Некоторые из них могут оказаться настолько важными в конкретной профессии, что их недостаточность становится решающим аргументом для принятия решения о профессиональной пригодности.

Поэтому мы решили подробно проанализировать методику диагностики работоспособности на основе корректурной пробы – Кольца Ландольта.

Данная методика относиться к группе поведенческих методов, а именно к подгруппе психометрических тестов для оценки когнитивных и сенсомоторных функций. Методика относится к группе корректурных тестов.

Автор методики – Ландольт. Кольца Ландольта (модификация корректурной пробы) – бланковый тест скорости.

Тест Ландольта был адаптирован и модифицирован начальником кафедры нормальной физиологии Военно-медицинской академии им. С. Н. Кирова, доктором медицинских наук В. Н. Сысоевым.

Тест позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надёжность.

Данный вариант методики был специально разработан для изучения работоспособности. Используя исходный стимульный материал (кольца Ландольта), но применяя оригинальный алгоритм обработки и анализа результатов, методика позволяет в итоге выйти на оценку такого важного интегрального показателя, как оперативная надежность. Именно этот показатель считается основным для оценки работоспособности человека. Но в то же время методика позволяет вычислить множество частных показателей, которые дают наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений: скорость переработки информации, способность к безошибочному выполнению деятельности, надежность и выносливость.

Рассмотрим оригинал методики кольца Ландольта.

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Возрастное ограничение – методика применима с 7 летнего возраста.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Испытуемому показывается бланк с кольцами Ландольта (Приложение А) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

Страницы: 1 2 3


Эмоц. состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект
Эмоции - особый класс субъективных пс. состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (ощущений приятного или неприятного) отношение ч-ка к миру и людям, к процессу и рез-ту его практич. д-ти. К классу эмоций относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния ч-ка. ...

Особенности психического развития детей 6 – 7 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. ...

Радость и счастье одиночества
Но так ли страшен черт? Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, это повод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей. Ре ...