Возрастная периодизация жизненного цикла человека
Страница 2

Статьи по психологии » Индивидуальная жизнь как уникальный психологический феномен » Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Вторая стадия юности – завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Четвертый цикл – взрослости – состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25); 2) средней взрослости 25-40); 3) поздней взрослости (40-55); 4) предпенсионного возраста (55-65),являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость – это овладение ролью взрослого человека, правовая взрослость, избирательные права, экономическая ответственность – в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование мастерства.

Среднюю взрослость характеризуется следующим образом: годы «пика», или оптимизма, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющихся при максимальной деятельности.

Поздняя взрослость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, дальнейший упадок умственных и физических функций. По многим экспериментальным данным средняя точка этих стадий развития находится между 45 – 50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшее ослабление сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений – положение в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.

Пятый цикл – старение – состоит из трех стадий: 1) «удаление от дел» (65-70); 2) старости (70 и более) и 3)последней стадии – дряхлости, болезненной старости и смерти.

Первая стадия характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребности в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождение от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптация к новым условиям умственного состояния.

Старость характеризуется весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Страницы: 1 2 3


Прескриптивные искажения психологических теорий
Как исследователи человеческого взаимодействия, мы втянуты в специфическую двойственность. С одной стороны, мы ценим интеллектуальную бесстрастность в научных вопросах и прекрасно осознаем искажающий эффект сильной приверженности тем или иным ценностям. С другой стороны, как существа социализированные, мы обладаем многочисленными ценнос ...

Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматривает необходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе и диагностический инструментарий) с целью повышения эффективности деятельности специалиста. Необход ...

Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо: 1. Отмерить время, затраченное испытуемым на выполнение трех серий исследования. 2. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" под ...