Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.Страница 3
Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника [14].
Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно участвуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации [12].
Общение со сверстниками приобретает особый смысл. Среди многократных высказываний преобладают разговоры связанные с собственным Я.
На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от ”Это мое”, “Смотри, как я делаю” до “Каким я буду, когда я вырасту” и “Что я люблю”. Цель: продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание.
Ребенку очень важна оценка сверстников, его одобрение, даже восхищение.
При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит Я: У меня есть, я умею, я делаю. Дети как бы хвалятся: «А мне купили”, “А у меня есть”. Все, что важно продемонстрировать сверстнику, что бы в чем то превзойти своего партнера.
Например, вещь, игрушка, которую нельзя никому показать, теряет свою привлекательность.
Благодаря этому ребенок приобретает уверенность, в том, что его замечают.
Для родителей малыш всегда самый хороший. И папе с мамой не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на превосходство. И это происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя.
Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно. Их основная задача – доказать свое превосходство: “Смотри, какой я хороший!” Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы показать свои достоинства.
Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда начинает себя вести не так, как хотелось бы, когда он начинает мешать - замечаются качества его личности. И сразу эти качества получают суровую оценку: “Жадина ты противная!” Оценка дается на основе отдельных действий: не даешь игрушку – значит жадина [18].
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами [12].
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой степени он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Движущие силы развития личности
Личность - это чел-к, взятый в системе таких его психологич. характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и для окружающих. Л-ть - это конкретный чел-к с индивидуально ...
Выводы и рекомендации исследования
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. Изучение типа оргкультуры, преобладающего в организации, позволило установить, сотрудники руководящего звена в 50% случаев характеризуют авторитарный тип оргкультуры, остальные 50% характеризуют бюрократический тип. В свою очередь среди сотрудников среднего звена 55% ...
Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персоналу службы, прерогативой которой являются функции управления конфликтами (например, отдел трудовых отношений службы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...