Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.
Страница 3

Статьи по психологии » Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус » Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.

Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника [14].

Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно участвуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации [12].

Общение со сверстниками приобретает особый смысл. Среди многократных высказываний преобладают разговоры связанные с собственным Я.

На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от ”Это мое”, “Смотри, как я делаю” до “Каким я буду, когда я вырасту” и “Что я люблю”. Цель: продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание.

Ребенку очень важна оценка сверстников, его одобрение, даже восхищение.

При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит Я: У меня есть, я умею, я делаю. Дети как бы хвалятся: «А мне купили”, “А у меня есть”. Все, что важно продемонстрировать сверстнику, что бы в чем то превзойти своего партнера.

Например, вещь, игрушка, которую нельзя никому показать, теряет свою привлекательность.

Благодаря этому ребенок приобретает уверенность, в том, что его замечают.

Для родителей малыш всегда самый хороший. И папе с мамой не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на превосходство. И это происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя.

Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно. Их основная задача – доказать свое превосходство: “Смотри, какой я хороший!” Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы показать свои достоинства.

Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда начинает себя вести не так, как хотелось бы, когда он начинает мешать - замечаются качества его личности. И сразу эти качества получают суровую оценку: “Жадина ты противная!” Оценка дается на основе отдельных действий: не даешь игрушку – значит жадина [18].

Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами [12].

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой степени он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4


Резюме
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. ...

Дюркгейм. Что такое социальный факт?
(Э. Дюркгейм «Социология» М. «Канон» 1995; стр. 29-39) Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. Вопрос этот тем более важен, что данный термин обыкновенно применяют не совсем точно. Им зачастую обозначают почти все происходящие в обществе яв ...

Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...