Теоретические аспекты феноменологии застенчивости. Понятие
застенчивостиСтраница 1
Как отмечает Ф. Зимбардо, застенчивость - понятие расплывчатое: чем больше мы в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем. Он отмечает, что первое письменное употребление данного слова отмечено в написанном около 1000 года н. э. англосаксонском стихотворении в значении "легкий испуг". В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По данным В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, они обречены на одиночество. "Быть застенчивым" значит быть человеком, с которым "трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости". Застенчивый человек "избегает взаимодействия с определенными людьми, предметами". "Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий" застенчивый индивидуум может быть "необщительным и склонный к уединению" или, с иной точки зрения, "казаться подозрительным", "темным", "пользующимся скверной репутацией" [43]. Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние "стеснения в присутствии других людей". Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми; возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения; трудности в выражении своего мнения; излишняя сдержанность; неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми; чрезмерная сосредоточенность на себе и другие. Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми. А с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчивых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство [34, с. 19].
В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм - приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут ее корни в экологии "социального Я". Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (Болдуин Д., Гросс К.), то, как выражение чувства стыда или вины (Штерн В., Зеньковский В., Изард Д.). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим. Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого человека с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые стороны жизни, не выяснена структура образа Я, их динамика.
Мотивация и эмоции
Высшие эмоции человека – это мотивы поведения, т.е. они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать определенные действия и поступки.
Между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишк ...
Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности.
Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность ...
Выводы
1. Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специ ...