Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
Страница 5

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей

Семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Психическая травма – это явление, возникающее при пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности [35, с. 210]. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида – члена семьи [2].

Психическая травма – это психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние [51, с. 317]. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности.

Психотравмирующее переживание – это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости [51, с. 341]. Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.

Исследование неврозов, реактивных расстройств и других формах пограничных нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональная напряженность, а также сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновения индивида с непомерными препятствиями и трудностями [13].

Семейные отношения выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений.

Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств [50]:

1. Ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений личности. События в семье «принимаются близко к сердцу», чем события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т.д.

2. Многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений взаимосвязаны, и попытка внести изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. От данной семейной травмы труднее уйти.

3. Открытость и уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям. В семье индивид доступен к воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются более явно [22].

Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В. выделяют четыре вида семейно-обусловленных травмирующих состояний [51]: состояние глобальной семейной неудовлетворенность, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины.

Охарактеризуем данные состояния.

1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Патогенная ситуация, обуславливающая возникновение данного переживания, т.е. резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида [51, с. 229]. Характер травмирующего влияния неудовлетворенности зависит от степени осознанности данного состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...

Задание №9
Проведите обработку результатов эксперимента: исследование самооценки личности. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" - идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. (Экспер ...

Социальные группы и их основные виды
Соц. среда предс-ет собой сложно устроенное общество, в к-ом люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, > или < устойчивые соединения, называемые группами(Гр.). К элементарным параметрам любой Гр.-ы относятся: композиция Гр.-ы (или ее состав), структура Гр.-ы (структура предпочтений, структура «власти», структур ...