Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
Страница 3

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей

(цит. по: 51, с. 119). А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств (цит. по: 52, с. 87). Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. www.psaffect.ru

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте [10].

В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях Э. Фромму удалось выявить следующее [51]:

1. Бегство от родителей.

2. Долженствование (вступление в брак из чувства долга).

3. Одиночество.

4. Следование традиции (инициатива родителей).

5. Любовь.

6. Престиж, поиск материальных благ.

7. Месть.

Мотив «бегство от родителей» означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте [17, с. 89]. Такой брак является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.

Заключение брака по мотивам «должествование» означает, что партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.

Мотив «одиночество» встречался у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы [26].

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей возникают проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях [33]:

1. Исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.

2. Изучение «нормативных стрессоров» – трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникших при действии факторов, нарушающих жизнь семьи, внезапное тяжелое заболевание и т.д.

Все эти обстоятельства проводят к многочисленным сложным последствиям – проявлениям нарушений в жизни семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой – увеличение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.

Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакции [51, с. 215].

Трудности, которые возникают перед семьей можно разделить на следующие группы:

1.

Острые:

внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семье и социальном статусе (арест одного из членов семьи, банкротство и т.д.) [50].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для ...

Лидерство в группе. О сущности лидерства
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит раз ...

Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания
Термин «эмоция» происходит от латинского слова, что означает сотрясаю, волную. Со временем значение этого понятия изменилось: эмоции - это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные и эндогенные сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии орган ...