Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
Страница 4

Статьи по психологии » Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей » Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей

2

. Хронические:

чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. [52].

3

. Связанные с резкой сменой образа жизни семьи.

Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности).

4.

Связанные с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга.

Примером таких трудностей является необходимость одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком [34].

5. Связанные с этапами жизненного цикла семьи.

На первом этапе жизни – это конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы. На втором этапе – это задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства [20]. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам:

· первый критический период наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами;

· второй кризис нарастает между 17-м и 25-м годами.

В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат – увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения; в случае второго – связанное с отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни.

6. Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла.

Это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов. Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи, бездетность. Отмечаются следующие нарушения: функциональная пустота, трудности адаптации к самому событию [51].

7. Ситуативные воздействия на себя.

К этой группе относятся трудности кратковременные, но несущие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Большое значение в психологическом воздействии этих трудностей имеет фактор внезапности, исключительности (легче пережить трудности, касающиеся многих семей), а также ощущение беспомощности [51].

В здоровой семейной структуре существует подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, семейного чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций [18].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скоре ...

Изменение жизненных установок
Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельност ...

Формирование психологического знания во второй половине XIX века
Середина XIX века - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ...