Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция — это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.
Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».
Характеристика психолог, особ-тей Р-я подростков и юношей
Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени произошло во 2-ой половине 19 века в промышленно Т-тых странах. Подр. Воз-т -11-15л., вед. Д-ть-интимно-Л-ное общение; юношеский-16--17-18л.(10-11кл.),вед.Д-ть- проф. самоопределение (осознанное учение, формирование ценностей, идеалов, мировоззрения). Хар-зуя особ-ти подр-го ...
Роль семейного воспитания в психологическом развитии
детей младшего школьного возраста. Общение как источник психологического развития личности
“Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [44с.134]. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится л ...
Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у
успевающих и слабоуспевающих подростков
Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у у ...