Введение
Страница 1

Актуальность

. Служебные задачи, выполняемые войсками и органами пограничной службы РФ как в регионах со сложной общественно-политической обстановкой, так и в обычных условиях, подвергают серьёзным испытаниям физические и психологические возможности человека. Пограничнику приходится сталкиваться со значительными трудностями и препятствиями как внешнего, так и внутреннего характера. Пограничная служба всюду проходит в сложнейших условиях - на пограничных заставах и комендатурах, на кораблях и в пунктах пропуска через Государственную границу - везде существуют свои неизбежные физические и психологические сложности. Это и значительное удаление от населённых пунктов, и жизнь в небольшом замкнутом коллективе, и несение службы, как правило, в ночное время, а отдых - днём, и постоянные большие физические нагрузки. Обстановка на границе и в пунктах пропуска непредсказуема, тишина и покой в любой момент могут смениться на конфликтную ситуацию или боестолкновение с нарушителями. Общение с пассажирами и обслуживающим персоналом транспортных средств загранследования в пунктах пропуска изобилуют стрессовыми ситуациями, в которых сотрудник органов пограничного контроля не имеет возможности как-то разрядиться. Усталость и психологическое напряжение накапливаются изо дня в день. Причём психологические нагрузки превалируют над физическими. В последнее время значительным отрицательно воздействующим на морально-психологическое состояние военнослужащих органов и войск пограничной службы фактором является и заниженная социальная самооценка, в связи с низким уровнем денежного содержания, недостаточным материальным обеспечением служебной деятельности и падением престижа пограничной службы.

В этих условиях нужны сильные мотивы, которые бы побуждали воина стойко преодолевать отрицательное воздействие факторов в ходе выполнения служебных задач. Отсюда резко возрастает роль психологического обеспечения служебной деятельности.

Психологическое обеспечение служебной деятельности является составной частью морально-психологического обеспечения и представляет собой комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебные задачи в любых условиях обстановки.

Целью психологического обеспечения является выработка у личного состава способности переносить большие нервные нагрузки и сохранять боеспособность в обстановке сильных психотравмирующих факторов. Это достигается формированием психологической готовности военнослужащих к успешному выполнению служебных задач; прогнозированием и оценкой морально-психологической обстановки в воинских коллективах; формированием психологической устойчивости военнослужащих к воздействию психотравмирующих факторов службы; оказанием психологической помощи военнослужащим; оценкой и прогнозированием профессиональной пригодности и рациональной расстановкой личного состава по подразделениям и пограничным нарядам.

Основными направлениями работы должностных лиц по решению данных задач являются:

· психологическая подготовка военнослужащих,

· психологическое сопровождение служебной деятельности,

· психологическая помощь и реабилитация военнослужащих.

Психологическая подготовка заключается в многократной тренировке служебных действий в напряжённых ситуациях, в обстановке опасности и неопределённости, в результате чего у военнослужащих исчезает состояние психологической напряжённости, угнетающе действующее на психику. Таким образом, возникающая в ходе выполнения служебных задач напряжённость из фактора, угнетающего психику, становится нейтральной или даже стимулирующей.

Цель исследования

– рассмотреть отрицательные психические состояния пограничников в экстремальных условиях.

Задачи исследования

:

1. Рассмотреть теоретические основы военной психологии.

2. Изучить состояние развития и перспективы военной психологии.

3. Определить особенности морально-психологических состояний военнослужащих.

4. Выявить положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих.

5. Проанализировать пути и методы предупреждения и преодоления отрицательных психических состояний в экстремальных условиях.

Страницы: 1 2


Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей со взрослыми и сверстниками
Для изучения особенностей развития общения детей младшего школьного возраста со взрослыми использовалась методика «Да и нет, не говори» (Е.Е. Кравцова). На основе анализа ответов детей выделили три качественные группы детей. Дети, которые дают импульсивный ответ, честно отвечают на прямой вопрос составили группу «импульсивные». По окон ...

Понятие личности в общей, дифференциальной и соц. П
Л. - важнейшая среди психологич. категорий. В ней оказываются интегрированы все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Проблема Л-и и сущности ее психолог, хар-тик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80 годы XX века и породила дискуссии. Теория самопричинности Л-и В.А.Петровского: определя ...

Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Программа исследования: цель, задачи, гипотезы, методы исследования
На основании теоретического анализа специальной литературы нами разработана программа исследования. Цель работы: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Объектом в нашем исследовании является процесс социально-психологической адаптации младших школь ...