Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Страница 3

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы

Терапевтические группы. Основная цель данного подхода — на основе групповой динамики регулировать развитие и компетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели: помогает развивать интерперсональные умения; развивает основные этапы личностного роста; помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем; улучшает проблемы индивидуальных различий.

Индивидуальные и групповые цели получают развитие в период групповых сессий, встреч. В группе происходит обсуждение ее функций, дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В процессе группового обсуждения проектируются модели оптимального социального функционирования, происходит стабилизация эмоционального напряжения. Руководитель, терапевт, фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые продуктивные модели поведения, взаимодействия, социального обмена. В работе используются психоаналитические подходы, поведенческие, клиент-центрированные подходы.

Следующие принципиальные параметры служат критериями для выявления как различий, так и общих черт в практике работы в группах психотерапевтов и социальных работников.

Направление помощи.

Для обоих видов деятельности групповая работа является методом работы с клиентами в группах. Для психотерапевтической работы динамика группы выступает как лечебное средство; для социальной групповой работы она выступает в качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.

Цель.

Для психотерапевтических групп — преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии. В социальной работе к основным целям можно отнести: облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решение проблем с социальным окружением.

Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группах социальной работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.

Направление деятельности.

В аспектах социальной групповой и психотерапевтической работы, где рассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме. Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.

Страницы: 1 2 3 


Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Девиантное поведение подразделяется на две группы [16, с.35]: Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья , т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм челове ...

Характеристика проективных методик
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются в с ...

Сравнение подростков из полных и неполных семей по показателям личностно-эмоциональных особенностей и характеру детско-родительских отношений
Для сравнения двух исследуемых выборок использовался критерий U Манна-Уитни. Были выделены следующие значимые различия: Таблица 7. Значимые различия подростков из полных и неполных семей Переменная Средний ранг U критерий Манна-Уитни Уровень значимости подростки из неполных семей подростки из полных семей 1. Р ...