Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Страница 2

Статьи по психологии » Психосоциальная работа с группой » Психосоциальные теории и групповые процессы. Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы

Кратко модели можно описать соответственно следующей классификации.

Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.

Клиническая модель групповой социальной работы базируется на двух доминантах, используемых в групповой работе, — средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план, лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

К основным видам социальной работы с группой относится следующее.

Группы восстановления.

Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр и обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.).

Группы восстановления умений. Основная цель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика и т.д.).

Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней и внешней политики.

Посредничество. В основе этого вида работы — теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает в себя: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать сущность проблемы, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

Дрейкфорд выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи: ответственность; стандарты; конфессия; непрофессионализм; программа действий.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.

В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов (индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющие детей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетических больных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1 Приложение 2 Показатель уровня адаптации первоклассников при авторитарном стиле педагогического общения № Ф.И. тревожн внут поз мотивы Уровень адаптации 1 С.А. + + позицион + 2 М.К. + + учебный + 3 Н.Л. + + учебный + 4 Н.Ю. ...

Большие и малые группы. Штомпка П. Социология социальных изменений.
(Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер с нем. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339-342, 345-361, 363-366) Определение социальных движений Выделим следующие основные компоненты социальных движений. 1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, п ...

Дидактические игры
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать за ...