Общая классификация проективных методик
Страница 1

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

Проективные методики подразделяются на:

Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков) Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в целом). Картинки предъявлялись группам психически больных, и те характеристики, которые позволяли дифференцировать различные психиатрические синдромы, были выделены в систему критериев. Позже эта система была дополнена результатами диагностики людей, относящихся к различным профессиям (ученые, художники) и обладающих различной степенью психического нездоровья. В связи со смертью Роршаха в 1922 разработку теста продолжили его ученики, поэтому единого представления о процедуре его проведения, обработки и интерпретации данных не появилось, и всевозможные варианты стали быстро распространятся и развиваться в отдельные методы. Неизменным оставался стимульный материал.

При проведении методики используется 10 таблиц, на каждой из которых изображено симметричное относительно вертикальной оси пятно. Пять пятен выполнены в серо-черных тонах, в двух есть элементы красного цвета, остальные три выполнены в пастельных красках. По типу восприятия Роршах различал два типа: «В-тип» и «Fb-тип», т.е. «двигательный» и «цветовой» типы. Если первые при описании пятна чаще говорили, что они видят фигуры (людей, животных), какие-либо действия, то вторые больше ориентировались на цветовые характеристики пятна. На этом основании Роршах разделял интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности соответственно.

Стандартная процедура проведения теста Роршаха состоит из нескольких этапов. Респонденту предъявляют таблицы в определенном, заранее заданном порядке, и просят описать, на что похоже изображение на картинке. Ответы испытуемого записываются, отмечается время, которое потребовалось ему для описания, указываются эмоциональные реакции. Дальнейшая часть проведения теста может различаться у диагностов, использующих разные модификации, но большинство придерживаются следующей системы. После свободных, ненаправленных ответов респондента диагност проводит опрос, в ходе которого выясняет, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа. Важно суметь определить локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность увиденного, качество формы, не оказывая при этом давления на человека. Это облегчит последующую процедуру шифровки, в ходе которой формализуются данные, полученные по этим пяти категориям. Многие специалисты, применяющие данный тест, обращаются к методу определения пределов чувствительности, когда внимание респондента намеренно обращается на детали, которые были проигнорированы, и просят назвать наиболее и наименее приятную таблицы и т.п.

Проективные методики сейчас широко используются, при этом не переставая видоизменяться. Примером таблиц, входящих в тест Роршаха, могут служить расположенные ниже чернильные пятна.

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования
Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей. Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности д ...

Задание №9
Проведите обработку результатов эксперимента: исследование самооценки личности. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" - идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. (Экспер ...

Эмпирическое исследование склонности к правому авторитаризму у школьников 11-х классов. Методики и особенности их проведения
Основными задачами эмпирической части исследования были: 1. Подобрать методики для исследования социальных установок и уровня удовлетворенности жизнью у подростков. 2. Выявить уровень право-авторитарных убеждений и уровень удовлетворенности жизнью у подростков. 3. Выявить связь между право-авторитарными убеждениями и уровнем удовлетв ...