Общая классификация проективных методик
Страница 1

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

Проективные методики подразделяются на:

Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков) Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в целом). Картинки предъявлялись группам психически больных, и те характеристики, которые позволяли дифференцировать различные психиатрические синдромы, были выделены в систему критериев. Позже эта система была дополнена результатами диагностики людей, относящихся к различным профессиям (ученые, художники) и обладающих различной степенью психического нездоровья. В связи со смертью Роршаха в 1922 разработку теста продолжили его ученики, поэтому единого представления о процедуре его проведения, обработки и интерпретации данных не появилось, и всевозможные варианты стали быстро распространятся и развиваться в отдельные методы. Неизменным оставался стимульный материал.

При проведении методики используется 10 таблиц, на каждой из которых изображено симметричное относительно вертикальной оси пятно. Пять пятен выполнены в серо-черных тонах, в двух есть элементы красного цвета, остальные три выполнены в пастельных красках. По типу восприятия Роршах различал два типа: «В-тип» и «Fb-тип», т.е. «двигательный» и «цветовой» типы. Если первые при описании пятна чаще говорили, что они видят фигуры (людей, животных), какие-либо действия, то вторые больше ориентировались на цветовые характеристики пятна. На этом основании Роршах разделял интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности соответственно.

Стандартная процедура проведения теста Роршаха состоит из нескольких этапов. Респонденту предъявляют таблицы в определенном, заранее заданном порядке, и просят описать, на что похоже изображение на картинке. Ответы испытуемого записываются, отмечается время, которое потребовалось ему для описания, указываются эмоциональные реакции. Дальнейшая часть проведения теста может различаться у диагностов, использующих разные модификации, но большинство придерживаются следующей системы. После свободных, ненаправленных ответов респондента диагност проводит опрос, в ходе которого выясняет, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа. Важно суметь определить локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность увиденного, качество формы, не оказывая при этом давления на человека. Это облегчит последующую процедуру шифровки, в ходе которой формализуются данные, полученные по этим пяти категориям. Многие специалисты, применяющие данный тест, обращаются к методу определения пределов чувствительности, когда внимание респондента намеренно обращается на детали, которые были проигнорированы, и просят назвать наиболее и наименее приятную таблицы и т.п.

Проективные методики сейчас широко используются, при этом не переставая видоизменяться. Примером таблиц, входящих в тест Роршаха, могут служить расположенные ниже чернильные пятна.

Страницы: 1 2 3


Выводы и рекомендации исследования
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. Изучение типа оргкультуры, преобладающего в организации, позволило установить, сотрудники руководящего звена в 50% случаев характеризуют авторитарный тип оргкультуры, остальные 50% характеризуют бюрократический тип. В свою очередь среди сотрудников среднего звена 55% ...

Методики исследования. Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника” Н.И. Гуткиной
Структурированная беседа состоит из 12 вопросов, текст которых представлен в приложении №1. Проведение. Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в обстоятельной и спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе. Цель: Выявить отношение к школе. Полученные резуль ...

Типологические модели социальных характеров
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму. Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной соци ...