Развитие и воспитание внимания у младших школьников
Страница 1

Статьи по психологии » Изучение внимания детей младшего школьного возраста » Развитие и воспитание внимания у младших школьников

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и учебной, преднамеренное внимание у старшего дошкольника достигает достаточно высокой ступени развития, это обеспечивает ему возможность обучения в школе. У дошкольника в его деятельности внимание в меньшей степени подчинено требованию взрослых. В школе же внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от него требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что не интересно, но обязательно для него как ученика.

У младшего школьника также еще преобладает непроизвольное внимание. Одновременно растет и совершенствуется произвольное внимание. Этому способствует характер учебной деятельности, обучение, пример взрослых. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать – и он заставляет себя выполнять это. Так формируется произвольное внимание.

Учителю необходимо учитывать особенности внимания младшего школьника. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении.

Особенности внимания младшего школьника требуют соответствующего подхода к ребенку. Следует учитывать, что объем его внимания очень мал: не более трех предметов могут быть одновременно в центре его внимания. Трудно бывает ученику долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет его, и он отвлекается от работы. Распределить внимание, особенно в I-II классах, ребенку трудно.

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно.

2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, приучая не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.

3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо:

· Создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;

· Создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обладать умением выполнить задание;

· Воспитывать у ученика умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент. Ученик должен верить в свои силы, поверить, что он может сделать;

· Воспитывать чувство ответственности – непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;

· Воспитывать внимание через наблюдательность. Учить наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила дорожного уличного движения; по поведению птиц, животных, изменениям некоторых растений, по направлению ветра определять погоду; уметь находить грибные и ягодные места в лесу и т.д.;

Страницы: 1 2


Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”. Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики: - Методика “Выбор в действии” - Методика “Два дома” Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими ...

Коэффициент корреляции «φ»
При сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит так называемый коэффициент «φ», или, как назвал эту статистику ее автор К. Пирсон, — «коэффициент ассоциации». Величина коэффициента «φ»лежит в интервале +1 и -1. Он может быть как положительным, так и отрицательным, характериз ...

Развитие конфликта
Разнообразие точек зрения и различие в восприятии реальности порождает конфликтное поведение, поскольку понимание ситуации как конфликтной приходит в результате осмысления возникших противоречий, являющихся источниками конфликта. Случается, что отношения сторон могут ошибочно восприниматься ими как конфликтные, и поскольку объективная о ...