Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Статьи по психологии » Психология личности » Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность – процесс направленный на достижение мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Деятельность – жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов, она состоит из нескольких слоев или уровней: верхний уровень – особенных деятельностей - совокупность действий, кот вызываются одним мотивом (игровая, учебная, трудовая); затем уровень – действий, затем – операций и низший – психофизиологических функций. Действие - основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т е того рез-та который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие действия можно выделить 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2.Действие это одновременно и акт поведения; 3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности противопоставляя его принципу реактивности(разница в том где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма);4.Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Операция – способ выполнения действий. Цель данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия и операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить только на этапе планирования. Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, моторной функциях) Потребность – Мотив – Цель – Задачи (условия реализации цели).


Целостность
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринима ...

Искусство руководящих тренеров тренинговых групп.
Необходимая для занятий в группе атмосфера создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности . Этому отводится особое внимание, потому что открытие в себе новых позитивных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководителю группы также необходимо заранее п ...

Радость и счастье одиночества
Но так ли страшен черт? Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, это повод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей. Ре ...