Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Статьи по психологии » Психология личности » Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность – процесс направленный на достижение мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Деятельность – жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов, она состоит из нескольких слоев или уровней: верхний уровень – особенных деятельностей - совокупность действий, кот вызываются одним мотивом (игровая, учебная, трудовая); затем уровень – действий, затем – операций и низший – психофизиологических функций. Действие - основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т е того рез-та который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие действия можно выделить 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2.Действие это одновременно и акт поведения; 3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности противопоставляя его принципу реактивности(разница в том где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма);4.Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Операция – способ выполнения действий. Цель данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия и операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить только на этапе планирования. Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, моторной функциях) Потребность – Мотив – Цель – Задачи (условия реализации цели).


Становление самооценки и социально психологические характеристики дошкольника в процессе взаимодействия в группе. Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Развитие личности ребенка включ ...

Мышление и речь
Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформули ...

Мотивация учебной деятельности
Вопрос мотивов учения подробно и наглядно представлен Б.Б. Айсмонтасом. Он выделяет ряд проблем учебной мотивации: 1. Сущности, природы, структуры учебных мотивов. 2. Взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности. 3. Возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов. 4. Формирования мотивации ...