Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
Страница 2

Статьи по психологии » Психология личности » Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции

В каждом понятии различают объем и содержание. Объем понятия – совокупность всех объектов, которые в него входят. Содержание понятия – это знание данных объектов. Используя понятие человек, отвечает на вопрос: что это такое? Виды понятий: 1. Конкретные понятия – это понятие, в котором мыслится предмет, их содержание можно мысленно визуально представить и они тесно связаны с представлениями. 2. Абстрактные понятия (научные), в которых мыслятся свойства предметов или отношение между ними. И содержание этих понятий человек мысленно конкретизировать не может. В силу того, что очень высокий уровень абстрагирования и в этих понятиях отсутствуют чувственные элементы. Формирование понятий проходят 4 этапа: (Для себя): Выделяют 4 стадии развития понятий: 1. Синкретического мышления – тенденция связывать между собой разнородные объекты, явления без достаточного внутреннего обоснования. По Выготскому – это стремление ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных. Принимать связь впечатлений за связь вещей. Синкретические обобщения характеризуются ненаправленным диффузным переносом значения слова на ряд внешне связанных, похожих, но внутренне никак не объединенных между собой объектов. 2. Комплексное мышление – ребенок в ходе жизни практически пытается создать комплексные, сложные объекты, с помощью обобшения. Объединение может проходить по случайному критерию. 3. Стадия псевдопонятий – обобщение, отбор (на высоком уровне) в однородные группы объектов, но в эти группы могут попадать предметы имеющие не только существенные, но и общие признаки, которые не отражают сущности данной группы объектов. Существенное свойство всегда является общим, но общее не всегда существенно (яблоко и мячик – оба круглые, но один фрукт, другой игрушка). Формирование понятий: слово обозначает единичный предмет, затем путем обобщения происходит формирование единичных или конкретных понятий (содержание конкретного понятий можно визуально представить), абстрактные понятия представить нельзя. 4. Стадия настоящих понятий – происходит формирование понятий на основе выделения существенных признаков однородной группы объектов. Конкретные понятия – предметны, входящие в это понятие. В абстрактных понятиях отражаются свойства объектов, входящих в эту группу.

Страницы: 1 2 


Межгрупповые конфликты
Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует огромное множество. Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют: группы, возникающие на основе разделения труда; группы, основанные главным образо ...

Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и ...

Проблема смысла жизни в философской и психолого-педагогической литературе
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологичес ...