Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции
Страница 2

Статьи по психологии » Психология личности » Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции

В каждом понятии различают объем и содержание. Объем понятия – совокупность всех объектов, которые в него входят. Содержание понятия – это знание данных объектов. Используя понятие человек, отвечает на вопрос: что это такое? Виды понятий: 1. Конкретные понятия – это понятие, в котором мыслится предмет, их содержание можно мысленно визуально представить и они тесно связаны с представлениями. 2. Абстрактные понятия (научные), в которых мыслятся свойства предметов или отношение между ними. И содержание этих понятий человек мысленно конкретизировать не может. В силу того, что очень высокий уровень абстрагирования и в этих понятиях отсутствуют чувственные элементы. Формирование понятий проходят 4 этапа: (Для себя): Выделяют 4 стадии развития понятий: 1. Синкретического мышления – тенденция связывать между собой разнородные объекты, явления без достаточного внутреннего обоснования. По Выготскому – это стремление ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных. Принимать связь впечатлений за связь вещей. Синкретические обобщения характеризуются ненаправленным диффузным переносом значения слова на ряд внешне связанных, похожих, но внутренне никак не объединенных между собой объектов. 2. Комплексное мышление – ребенок в ходе жизни практически пытается создать комплексные, сложные объекты, с помощью обобшения. Объединение может проходить по случайному критерию. 3. Стадия псевдопонятий – обобщение, отбор (на высоком уровне) в однородные группы объектов, но в эти группы могут попадать предметы имеющие не только существенные, но и общие признаки, которые не отражают сущности данной группы объектов. Существенное свойство всегда является общим, но общее не всегда существенно (яблоко и мячик – оба круглые, но один фрукт, другой игрушка). Формирование понятий: слово обозначает единичный предмет, затем путем обобщения происходит формирование единичных или конкретных понятий (содержание конкретного понятий можно визуально представить), абстрактные понятия представить нельзя. 4. Стадия настоящих понятий – происходит формирование понятий на основе выделения существенных признаков однородной группы объектов. Конкретные понятия – предметны, входящие в это понятие. В абстрактных понятиях отражаются свойства объектов, входящих в эту группу.

Страницы: 1 2 


Задание №5
В эксперименте по исследованию интермодального переноса получено, что в одной группе испытуемых (14 человек) более эффективным оказалось тактильное ознакомление с последующим зрительным узнаванием (8 человек из 14), тогда как во второй группе (10 человек) только для троих испытуемых этот вид переноса образа был эффективнее, чем перенос ...

Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобще ...

Случай одинаковых (равных) рангов
При наличии одинаковых рангов формула расчета коэффициента линейной корреляции Спирмена будет несколько иной. В этом случае в формулу вычисления коэффициентов корреляции добавляются два новых члена, учитывающие одинаковые ранги. Они называются поправками на одинаковые ранги и добавляются в числитель расчетной формулы. (формула 4.1) (ф ...