Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Страница 2

Статьи по психологии » Психологические особенности общения младших школьников » Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,

Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в классе, а исследователь выступает в роли учителя, организующего ту или иную деятельность детей. Дети при этом и не подозревают, что те игры, которые им подсказывают, или задания, которые дают, организованы специально.

Особым видом эксперимента, который широко используют психологи, является формирующий эксперимент. Его отличительные особенности состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать. Шагов в интепретации натальной карты.

Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых факторов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Формирующий эксперимент широко используется при изучении условий, принципов, путей формирования личности.

Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективный метод направлен на изучения неосознаваемых или не вполне неосознаваемых форм мотивации. Метод обеспечивается совокупностью методик проективных.

Проективные методики позволяют опосредованно моделировать некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», и «смыслы личностные» и другие, в которых тоже проявляется пристрастность личностного психического отражения. Эти методики, ставят целью именно выявление личностных особенностей отражения, которые не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Методики проективные отличаются такими признаками:

1. Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;

2. Деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза: все это приводит к максимальной проекции личности;

3. Измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности – ее способы и особенности проявления – во взаимоотношениях с окружением социальным.

Представим описание исследовательских методик.

Методика “Да и нет, не говори”.

Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым.

Инструкция: «Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни – тебе нельзя говорить «Нет», «Да». Например, нельзя говорить – «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил? «Так, какие слова тебе нельзя говорить?» (Если ребенок затрудняется воспроизвести «запрещенные слова», нужно снова разъяснить инструкцию).

Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

Возможный список вопросов для игры «Да и нет, не говори» (звездочкой помечены 5 «нейтральных» вопросов):

1. Как тебя зовут?*

2. Ты мальчик или девочка?*

3. Ты ходишь в школу?

4. Ты любишь мороженое?

5. Ты видел синее мороженое?

6. Мороженое горькое?

7. Ночью солнце светит?

8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы мотивов и сознания в психологии. Психология мотивации
Мотив (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.[3] Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения ...

Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период
Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором на возникающую психи ...

Изменение жизненных установок
Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельност ...