Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,
Страница 2

Статьи по психологии » Психологические особенности общения младших школьников » Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками. Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи,

Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в классе, а исследователь выступает в роли учителя, организующего ту или иную деятельность детей. Дети при этом и не подозревают, что те игры, которые им подсказывают, или задания, которые дают, организованы специально.

Особым видом эксперимента, который широко используют психологи, является формирующий эксперимент. Его отличительные особенности состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать. Шагов в интепретации натальной карты.

Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых факторов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Формирующий эксперимент широко используется при изучении условий, принципов, путей формирования личности.

Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективный метод направлен на изучения неосознаваемых или не вполне неосознаваемых форм мотивации. Метод обеспечивается совокупностью методик проективных.

Проективные методики позволяют опосредованно моделировать некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», и «смыслы личностные» и другие, в которых тоже проявляется пристрастность личностного психического отражения. Эти методики, ставят целью именно выявление личностных особенностей отражения, которые не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Методики проективные отличаются такими признаками:

1. Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;

2. Деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза: все это приводит к максимальной проекции личности;

3. Измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности – ее способы и особенности проявления – во взаимоотношениях с окружением социальным.

Представим описание исследовательских методик.

Методика “Да и нет, не говори”.

Цель: изучение произвольности общения ребенка с взрослым.

Инструкция: «Ты играть любишь? В какие игры ты играешь? Давай мы с тобой поиграем в новую игру! Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни – тебе нельзя говорить «Нет», «Да». Например, нельзя говорить – «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил? «Так, какие слова тебе нельзя говорить?» (Если ребенок затрудняется воспроизвести «запрещенные слова», нужно снова разъяснить инструкцию).

Затем следует 25 вопросов, ответы на которые взрослый никак не оценивает и не выражает своего отношения к ним.

Возможный список вопросов для игры «Да и нет, не говори» (звездочкой помечены 5 «нейтральных» вопросов):

1. Как тебя зовут?*

2. Ты мальчик или девочка?*

3. Ты ходишь в школу?

4. Ты любишь мороженое?

5. Ты видел синее мороженое?

6. Мороженое горькое?

7. Ночью солнце светит?

8. На тебе надето платье (брюки) (называется предмет одежды, который не надет на ребенка)?

Страницы: 1 2 3


Модель субъектного контроля
В другой серии исследований В. Оллен и Д. Гринбергер изучали когнитивный компонент вандализма. Они предположили, что разрушительное поведение является попыткой личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Согласно этой концепции, индивиды, имеющие пониженный уровень субъективного контроля, прибегают к разру ...

Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1). Результаты диагностики представлены на рисунке 4: Рис.4. Результ ...

Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
«Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство» [42, с. 6]. Семья, как любая система, реализует ряд функций, отражающей как специфику семьи, ее ...