Введение

Тема данной работы «Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов» актуальна в настоящее время в силу следующего:

Мотив - это движущие силы поведения человека. Мотивы - это осознанные потребности, вербализованныe, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы формируются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений. [1]

Мотивация - это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. [2]

Мотив как побуждение - одномодален, понятия мотив и побуждение близки по смыслу, но мотив это не только побуждение, в нем выражается отношение к тому, что человеку предстоит сделать. А отношение является двумодальным, следовательно, мотивационный процесс может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются во время деятельности.

В последние годы все больше и больше психологов сталкиваются с необходимостью определить мотивы (основания) развития или самосовершенствования, в дополнение к понятиям равновесия, гомеостазиса, снятия напряжения, самозащиты и прочих форм мотивации, направленной на самосохранение.

Современная рыночная экономика посредством разнообразных рекламных кампаний стремиться завладевать сознанием масс, манипулировать потребительскими пристрастиями, потребностями, постоянно взывая к различным мотивам в потребительском поведении масс. Миллионы людей подвергаются регулярной суггестии и активации всевозможных форм мотивов, с целью максимизации доходов предприятий различной направленности и форм собственности. Возникает ряд закономерных вопросов: какие движущие силы (мотивы) влияют на поведение людей?

В чем же заключается смыслообразующая функция мотивов?

Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности.

Итак, данная тема довольно актуальна, поскольку для психологии важно исследовать внутренние побудительные причины поведения человека.

Объект исследования процесс изучения мотивации и сознания. Предмет - основные смыслообразующие функции мотивов.

Целью работы является рассмотрение мотивов и сознания, их взаимосвязи, в т.ч. посредством смыслообразующей функции мотивов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сформулировать представление о психологическом понимании мотивов и сознания;

- выявить смыслообразующую функцию мотива;

- описать методику изучения и коррекции мотивов у школьников.

Проблема мотивации человека довольно хорошо освещена в работах как зарубежных, так и отечественных психологов. При написании курсовой работы делается упор на работы как тех, так и других. Например, при освещении вопроса о мотивации будет приведена точка зрения А. Маслоу, а при раскрытии вопроса о смыслообразовании упор будет сделан на работы отечественного психолога А.Н. Леонтьева.

Литературный обзор: исследования составили научные труды и работы таких ученых, как Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.А. Иванников, Л.С. Выготский и др.

Методами исследования стали: эмпирический метод, статистический, сравнительный, общенаучный, формально-исторический методы, метод объективного исследования.

Прикладной характер ряда выводов и предложений определил практическую значимость исследования, также она определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в аналитической работе учителей и психологов, в учебном процессе образовательных учреждений.


Тревожность: анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде вс ...

Характеристика восприятия и его способностей. Классификация восприятий
На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений образуется восприятие предметов и явлений окружающей нас действительности. Восприятием называется пс ...

Модель взаимодействия субъективной несправедливости и уровня контроля
Концепция субъективного уровня контроля Оллена-Гринбергера была значительно расширена и изменена Дж. Фишером и Р. Бэроном. Пожалуй, эта социально-психологическая концепция вандализма является наиболее разработанной. Она охватывает несколько уровней объяснения данного явления, учитывает социальные, личностные, групповые и средовые фактор ...