Изучение и формирование мотивации у школьниковСтраница 2
Следовательно, учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить: - отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения; - характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащиеся между собой; - способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.
Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по: - сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная); - практической или теоретической направленности познавательной деятельности; - характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое). [44]
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания [см. Прил. Г].
Результаты обследования заносятся в таблицу, и выделяется доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить по основным направлениям: 1. Самоопределение; 2. Познавательные; 3. Узкопрактические; 4. Саморазвитие; 5. Общение с учителем; 6. Общение со сверстниками; 7. Самоутверждение; 8. Избегание неприятностей.
Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.
Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность [4; С., 84].
Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?
Следует сделать акцент на то, что выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы. Это продиктовано, прежде всего, потребностью в более сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в самосовершенствовании своей личности в целом. Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-познавательную деятельность.
Развитие памяти
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как ...
Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного
стресса у студентов ВУЗа. Факторы и приемы управления тревожностью
и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния н ...
Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания
адаптационного периода у первоклассников. Программа исследования: цель, задачи,
гипотезы, методы исследования
На основании теоретического анализа специальной литературы нами разработана программа исследования.
Цель работы: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
Объектом в нашем исследовании является процесс социально-психологической адаптации младших школь ...