Изучение и формирование мотивации у школьников
Страница 2

Статьи по психологии » Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов » Изучение и формирование мотивации у школьников

Следовательно, учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить: - отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения; - характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащиеся между собой; - способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.

Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по: - сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная); - практической или теоретической направленности познавательной деятельности; - характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое). [44]

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания [см. Прил. Г].

Результаты обследования заносятся в таблицу, и выделяется доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить по основным направлениям: 1. Самоопределение; 2. Познавательные; 3. Узкопрактические; 4. Саморазвитие; 5. Общение с учителем; 6. Общение со сверстниками; 7. Самоутверждение; 8. Избегание неприятностей.

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность [4; С., 84].

Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?

Следует сделать акцент на то, что выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы. Это продиктовано, прежде всего, потребностью в более сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в самосовершенствовании своей личности в целом. Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-познавательную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4


Взаимосвязь обучения и развития психики
Обучение- процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений. Р-тие психики- закономерное изменение псих-их процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В психологии сущ-ло несколько подходов к анализу взаимосвязи м ...

Взаимодействие как вид межличностных отношений. Межличностное взаимодействие и его типы
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность” ...

Особенности восприятия времени человеком
Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени и ...