Общее понятие сущности характера
Страница 4

«Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро -природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения

Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой.

Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры.

Современные подходы к феномену характера представлены в исследованиях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова - в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые - это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окружающего мира.

Свойства характера[7] - реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям.

В.С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В.С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы - как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям»[8].

«По отношению человека к другим людям различают характеры:

- замкнутые,

- общительные.

Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать, а в другом – на большой и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приобщения к ним.

Точно так же и общительность может быть различной: у одних – широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других – более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о легкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет внутреннее отношение человека к человеку. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, называют товарищеским.

Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Контрольный этап
На данном этапе целью нашего исследования было – проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития рефлексии, и как это повлияло на уровень развития коммуникативных способностей. Для этого мы вновь использовали такие методики как: психодиагностическая методика развития индивидуальной меры рефлексивности, мет ...

Психологическая мысль арабо-язычной культуры Средневековья
В феодальном арабском мире интенсивно развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого уровня достигла техника земледелия; возникали крупные богатейшие города, превратившиеся в очаги культуры, образования, науки. В страны арабского халифата стекалась научная литература со всего цивилизованного мира. Есть сведения, что во время правл ...

Реализация системного подхода в психологических учениях
Система – соединение, составленное из частей. Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов. 5 ...