Различия в индивидуально-психологических
особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном
самоопределении и студентов, у которых отсутсвуют данные трудностиСтраница 1
Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности студентов был использован 16-F опросник Р.Б.Кетелла (сокращенная форма С, 105 вопрос).
Шкалы опросника Кеттелла:
1. Фактор А «замкнутость – общительность»;
2. Фактор В «интеллект»;
3. Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость»;
4. Фактор E «подчиненность – доминантность»;
5. Фактор F «сдержанность – экспрессивность»;
6. Фактор G «подверженность чувствам – нормативность»;
7. Фактор H «робость – смелость»;
8. Фактор I «жесткость – чувствительность»;
9. Фактор L «доверчивость – подозрительность»;
10. Фактор M «практичность – развитое воображение»;
11. Фактор N «прямолинейность – дипломатичность»;
12. Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;
13. Фактор Q1 «консервативность – радикализм»;
14. Фактор Q2 «конформность – нонконформность»;
15. Фактор Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
16. Фактор Q4 «расслабленность – напряженность».
С помощью t-критерия Стьюдента были установлены значимые различия между группами, которые представлены в таблице 3.2. Распределение признаков нормальное, что было проверено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова.
Таблица 3.2
Различия в индивидуально психологических особенностях студентов в 2-х группах
Факторы по Кетеллу |
Значение t -критерия Стьюдента |
Уровень значимости |
Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» |
2,6 |
0,05 |
Фактор E «подчиненность – доминантность» |
2,1 |
0,05 |
Фактор L «доверчивость – подозрительность» |
2,5 |
0,05 |
Фактор Q2 «конформность – нонконформность» |
2,7 |
0,05 |
Фактор Q4 «расслабленность – напряженность» |
2,2 |
0,05 |
Как видно из таблицы 3.3., установлены статистически достоверные различия по следующим личностным факторам: эмоциональная устойчивость – неустойчивость; «подчиненность-доминантность», «доверчивость-подозрительность», «конформность-нонконформность»; «расслабленность-напряженность».
Более низкие значения по фактору эмоциональная устойчивость – неустойчивость свидетельсвуют о том, что у студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением ниже толерантность по отношению к фрустрациям, выше подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость.
К интеграции академической и прикладной науки
Среди академических психологов существует глубокое предубеждение против прикладных исследований, предубеждение, которое проявляется в cфокусированности престижных научных журналов на чисто академической тематике и в зависимости научной карьеры психолога от его вклада именно в чистую, а не в прикладную науку. Частично это предубеждение о ...
Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.
Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1).
Результаты диагностики представлены на рисунке 4:
Рис.4. Результ ...
Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.
Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». ...