Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Страница 1

Статьи по психологии » Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века » Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке

Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития. www.financeworth.ru

Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. [2. С.33]. На этой основе в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития.

Выявлено, что влияние на формирование русской психологической мысли оказал господствующий в России феодально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и религии и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе. Эти идеи соотносились и с популярным в то время движением Просвещения, главной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы, искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов.

Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняла особенные формы: борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Накапливаются психологические знания о труде и трудящемся; зарождается этнопсихологическое направление как совокупность данных об особенностях психики, обычаях разных народов, населяющих Россию.

Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившей достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания.

В целом XVIII век охарактеризуется как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров; получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т.д. С другой стороны, история науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.

Что же отличает отечественную науку века Просвещения в научно-методологическом отношении? Наиболее яркой ее чертой являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно-научного цикла в системе научных исследовании объясняется следующими причинами:

1) их выраженной практической пользой;

2) альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям;

3) относительно большей независимость от политических и идеологических проблем.

С естественно-научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков становятся не недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.

Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого периода опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в этот период в России появляются ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории развития отечественной психологии.

Широко развернулось просветительское движение, идеи которого исповедовали такие крупнейшие мыслители и философы своего времени: профессор Н.Н.Поповский, писатель и книгоиздатель Н.И.Новиковов; историк, государственный деятель В.Н.Татищев, писатели А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев; философ Д.С.Аничков, профессор С.Е.Десницкий, философ Я.П.Козельский, Г.С.Сковорода, писатель и философ П.С.Батурин и др.

И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

XVIII век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в психологических знаний в частности.

Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Это одна из наиболее ярких фигур данного периода, его творчество составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, формируя тем самым новое поколение русских ученых.

Страницы: 1 2 3


Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобще ...

Методы активизации мыслительной деятельности юриста
Анализ методов активизации мыслительной деятельности, следует начать с метода стимуляции мотивов мыслительной деятельности. В любой де­ятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное же­лание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть до­ ...

Различия в индивидуально-психологических особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и студентов, у которых отсутсвуют данные трудности
Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности студентов был использован 16-F опросник Р.Б.Кетелла (сокращенная форма С, 105 вопрос). Шкалы опросника Кеттелла: 1. Фактор А «замкнутость – общительность»; 2. Фактор В «интеллект»; 3. Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость»; 4. Фактор E «подчиненность ...