Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Страница 3

Статьи по психологии » Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века » Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке

Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались и таким выдающимся просветителем этого времени, как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). В основе его мировоззрения лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой («бог») - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ. www.edubrilliant.ru

Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде» - под этим он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. Он защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, его по мнению, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества [4. С.57].

Безусловно, развитие психологических идей в отечественной психологии VIII века связано с творчеством еще многих и многих русских философов, педагогов, этнографов, юристов, медиков, физиологов, каждый из которых в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая тем самым основы отечественной психологической науки [8. С.82].

Страницы: 1 2 3 


Целеполагание
Главным вопросом, по мнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящего времени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучше или хуже после попытки решения? и т.д. Условия, связанные с историей жизни пациента. Особого анализа заслуживают обстоятельства жизни, соответствующие первому п ...

Понятие деятельности. Структура и характеристика Д-ти
Д-ть - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психич. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действит-ти. Леонтьев А.Н.: Д-ть - форма активности; совокупность действий, вызываемых мотивом. Мотив - то, ради чего совершается Д- ...

Типичные признаки депрессий
Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания Наиболее типичные признаки этого расстройства: 1. Эмоциональные проявления · тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние; · тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды; · раздражительность; · чувство вины, частые сам ...