Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Страница 2

Статьи по психологии » Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века » Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке

Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении, однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли. Его психологические воззрения - не только побочный результат энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия. Они развиваются в связи с научными исследованиями природы, русского языка и др. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом, считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи [12. С.3].

В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад внес в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.

В целом психологические воззрения Ломоносова, несомненно, являются не только передовыми в системе взглядов отечественных мыслителей, но и по многим вопросам в мировой психологической мысли.

Наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова Александр Николаевич Радищев (1749-1802). На всех этапах своего творчества он неизменно обращался к психологическим вопросам [5. С.71].

По единодушному мнению всех исследователей психологического наследия его труды являются своеобразной вершиной развития русской психологической мысли XVIII века. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко выраженную гуманистическую направленность и были сформированы на основе изучения теорий Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка и французских материалистов.

Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей независимо от силы познания и существует по себе» . Материальный мир вечен, развивается согласно закону сохранения материи и энергии: « .никакая сила в природе не может пропасть и исчезнуть» . Соответственно, и в понимании психики он исходил из принципов материалистического монизма. Психические явления представляют, по его мнению, «свойства вещества чувствующего и мыслящего», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергал противопоставление психического физическому [5. С.74].

Интересные психологические идеи содержит и его творчество. Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе «Житие Федора Ушакова» он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции.

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека «вооружить» свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

В трудах Радищева мы встречаем интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе. [4. С.71].

Страницы: 1 2 3


Исследование особенностей деятельности психолога в разрешении конфликтов в организации. Описание методики и хода исследования
Актуальность проблемы социально-психологического конфликта в организации определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, влияющими на характер отношений между сотрудниками внутри одной компании, организацией и человеком. В последние десятилетия взаимодействия внутри компании формально претерпевают ...

Постановка проблемы исследования.
Мы будем придерживаться подхода Наенко Н.И. [39, с. 60] к проблеме тревожности как компоненту информационного стресса в учебной деятельности. Он рассматривает тревожность - как многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, так и устой­чивое свойство любого челов ...

Роль матери и ее любовь в целом
Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве [19]. Первоначально в психоаналитических и других направлениях психолог ...