Введение
Страница 2

На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: определить роль педагогического общения, как одного из условий, влияющих на процесс социально-психологической адаптации ребенка к школе.

Цель данной работы – изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. www.getbanks.ru

Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.

Предмет исследования: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.

Гипотезы исследования:

1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.

2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:

- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;

- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;

- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.

В соответствии с целью и гипотезами были сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.

2. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы рассмотреть психологические особенности развития младших школьников в условиях учебной деятельности

3. Охарактеризовать на основе анализа психолого-педагогической литературы адаптационный период у первоклассников, выделив его сущность и структуру;

4. Раскрыть сущность основных стилей педагогического общения в процессе учебной деятельности и их влияние на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников в современных научно-психологических исследованиях.

5. Выполнить экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.

7. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода у первоклассников.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что адаптация ребенка в школе, достаточно широко изученная с точки зрения психологической готовности самого ребенка к школьному обучению, рассматривается в связи с той ролью, которую играет в данном процессе учитель. В результате исследования выделены особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от типа взаимодействия педагога с учащимися. Показано влияние стиля педагогического общения на формирование личности ребенка.

Практическая значимость работы заключается в ее ориентированности на решение проблем школьного образования и состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы школьными психологами в сфере образования в целях проведения просветительской и консультативной работы с педагогами с целью оптимизации условий протекания адаптационного периода у первоклассников.

Также результаты работы могут быть полезны при разработке психолого-педагогических рекомендаций в целях подготовки учителей начальной школы.

Страницы: 1 2 


Характеристика проективных методик
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Опросниками называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются в с ...

Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характ ...

Основные подходы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии периода раннего материнства. Помощь беременной.
Далее перейдём к описанию психогигиенических требований и психопрофилактических мер, способствующих наиболее гладкому прохождению каждого из этапов раннего материнства. Приведённые здесь принципы работы важно соблюдать медицинскому персоналу в сфере акушерства и гинекологии, применительно как к первородящим женщинам, так и рожающим повт ...