Развитие интеллекта
Страница 3

Таким образом, потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Чаще всего наблюдается прирост оценок по всем тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 60-летнего возраста. Статистически значимое снижение результатов людей, которым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметические действия и на «беглость речи» (Schaie, 1990). www.wayculture.ru

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что, несмотря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.

Еще одной существенной особенностью данного возраста является то, что для разных людей этот отрезок жизни, определяемый как период среднего возраста, может быть более или менее протяженным.

Средний возраст - это промежуточный период. Как отмечают многие исследователи, средний возраст выступает в качестве мостика между двумя поколениями, двумя возрастами. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. С другой стороны, люди начинают понимать, что ими был принят ряд важных решений в отношении своей профессиональной карьеры и семейной жизни; эти стрyктypы жизни к настоящему времени почти сложились - осталось лишь реализовать их до конца.

Вместе с тем развитие и сохранение интеллектуальных возможностей, как это было показано выше, идет у разных людей по-разному.

Так, С. Пако полагает, что, в общем, оптимум интеллектуальных функций человека достигается в юности - ранней молодости, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов:

1. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных людей интеллектуальный прогресс длительный и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных.

2. Внешним фактором, зависящим от социально-экономических и культурных условий, является образование, которое, по мнению С. Пако, противостоит старению, затормаживает инволюционный процесс.

Следовательно, особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей человека во многом зависят от его личностных особенностей, жизненных установок, планов и жизненных ценностей [4].

В связи с этим для человека, достигшего возраста средней взрослости, как никогда остро встает проблема кризиса середины жизни. В чем заключается суть данной проблемы?

Страницы: 1 2 3 


Роль матери и ее любовь в целом
Материнская любовь возникает и развивается на основе детского опыта взаимодействия ребенка с собственной матерью, на то, какие связи устанавливаются между матерью и ребенком после его рождения, в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве [19]. Первоначально в психоаналитических и других направлениях психолог ...

Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. Организация и методы исследования
Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей. Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства к родителям, а также эмоционально-личностные особенности д ...

Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
При проведении обследования должно быть учтено следующее. Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека; - иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп; - находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное); - должно проветриваться, не иметь отвлекающих за ...