Развитие интеллекта
Страница 2

В отличие от предыдущего типа интеллекта, кристаллизованный интеллект часто повышается в течение жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию. Когда в лонгитюдных исследованиях проводятся тесты когнитивных навыков, предполагающих использование этого типа интеллекта, испытуемые нередко показывают в свои 50 лет результаты более высокие, чем те, которые они демонстрировали в 20. Это в значительной степени объясняет тот факт, что ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в течение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-, 50- или даже 70-летвем возрасте, а не в молодости.

Например, в творчестве психолога многие исследователи выделяют три пика продуктивности: первый из них, по мнению большинства, приходится на возраст 40-45 пет, а второй - 60-64 года. Третий пик наблюдается на рубеже 70-летнего возраста[4].

Рассматриваемые нами два типа интеллекта имеют различный характер динамики своего развития. Максимального развития текучий интеллект достигает в юности, а в период средней взрослости его показатели снижаются. Для кристаллизованного интеллекта характерна другая особенность.

Его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости. Данная закономерность динамики развития текучего и кристаллизованного интеллекта была подтверждена многочисленными и разноплановыми исследованиями [2].

Так, в подтверждение различного характера развития текучего и кристаллизованного интеллекта в период взрослости Хорн, и его коллеги провели ряд исследований, построенных на основе метода поперечных срезов.

В результате этих исследований было установлено, что у людей старше 40

лет показатели по используемым тестам оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20-30

лет. С другой стороны, оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были гораздо ниже у тех, кто перешел 50-летний рубеж, чем у более молодых испытуемых.

Однако результаты данного исследования были получены путем несвязанных между собой выборок обследуемых. Хорном и его сотрудниками были обследованы совершенно разные люди различных возрастов, которые родились в разное время, имели различный жизненный опыт. Более того, при анализе социально-демографических характеристик было выяснено, что более молодые люди чаще всего были более образованны, обладали более крепким здоровьем, лучше питались в ранние годы своей жизни. Кроме того, образование, полученное представителями старшего возраста, заметно от ли по своему содержанию от того, которое давалось молодым людям. Когда они учились, развитию одних интеллектуальных способностей могло придавать намного большее значение, чем совершенствованию других. Поэтому помимо исследования методом поперечных срезов были предприняты попытки проведения лонгитюдных исследований.

Результаты, полученные при лонгитюдных исследованиях, в некоторой степени расходятся в зависимости от объекта исследования. Так, у лиц с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных способностей продолжают с возрастом повышаться.

Согласно обширному исследованию Шайн (Schaie, 1983), оценки целого ряда различных умственных способностей человека, относящихся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне, понижаясь только тогда, когда человеку переваливает за 60. Если же оценивать имеющуюся информацию, полученную на основе проводимых экспериментальных исследований, можно отметить следующее: от 45% до 60% участников различных и разноплановых исследований показывают устойчивые результаты по каждому из нескольких видов тестов на всем протяжении взрослости, даже после 70 лет. Некоторые (10-15%) демонстрируют от тестирования к тестированию все более высокие результаты вплоть до своих 75. У несколько большего количества испытуемых (примерно 30%) результаты со временем ухудшаются к тому моменту, когда их возраст достигает 60 лет. Встречаются и такие, кто сдает свои позиции лишь в тестах на «беглость речи». Несколько больше тех, кто показывает прежний уровень интеллектуальных возможностей и даже повышает его в тестах на вербальное понимание и арифметические действия.

Страницы: 1 2 3


К исторической науке о социальном поведении
В свете изложенных выше аргументов, продолжающееся в психологии движение в направлении, связанном с попытками построения общих законов социального поведения, выглядит ошибочными, а связанное с ним убеждение, что знание о социальном взаимодействии может быть накоплено так же, как знание в естественных науках, выглядит неоправданным. В су ...

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF) Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика ...

Теоретические основы проблемы копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков. Характеристика копинг-стратегий
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной псих ...