Клинические модели, групповое консультирование и группы психологического
самопонимания. Основные клинические модели работы с
группойСтраница 1
Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группа состоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействие осуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов. Группа осуществляет «контроль» относительно свободных ассоциации, сопротивление интерпретируется не только терапевтом, но и членами группы, которые сосредоточены на текущих проблемах и отношениях.
А. Вольф предложил принципы индивидуального психоанализа применительно к группе. Он считал, что группа не в состоянии использовать психодинамические концепции, так как групповая рефлексия не может адекватно проанализировать индивидуальные интрапсихические процессы. Им была предложена «альтернативная сессия», суть которой в том, что группа встречается без терапевта, чтобы продолжить терапию без его влияния. В этих подходах терапевт может занимать позицию наблюдателя, лишь направляющего развитие процесса в соответствии с целями групповой работы.
Группы терапии деятельностью. Данный вид групповой работы был предложен С. Славсоном на основе психоаналитических концепций. Группа состоит из детей и подростков от 8 до 15 лет. Члены группы тщательно отбираются на основе взаимных терапевтических влияний, они поощряются за использование невербальных форм самовыражения и разнообразие действий. В работе применяются различные формы деятельности — от ремесел до экскурсий. В данной группе важна атмосфера, где дети действуют, исходя из своих импульсов и фантазий, даже если эти действия будут носить агрессивный характер по отношению к какому-либо члену группы или терапевту. Терапевт не имеет специфической роли в группе, он недирективно реагирует на сознательные и неосознанные потребности детей. Латентные аспекты детского поведения он интерпретирует в понятиях психоаналитической концепции.
Групповые адаптивные подходы. Дж. Джонс предложил адаптивные подходы к групповой терапии. В отличие от психоаналитических подходов, данный метод не ставит цель раскрыть причины конфликтов и проблем. Он воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентам заново их пережить и тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. В группе работает «регистратор», который фиксирует все встречи и находится за пределами группового взаимодействия. Клиенты отобраны, цели объяснены. Метод применим к различным индивидуальным случаям, психосоциальным проблемам.
Поведенческая групповая терапия. Поведенческая терапия направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит из пяти-семи человек, в которую включен терапевт. Как правило, это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении. Предварительно члены группы проходят индивидуальную терапию. В групповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратную связь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование, десенсибилизирование (уменьшение тревожности), социальное закрепление.
В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятся своими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получают навыки позитивного общения.
Социальные и психологические характеристики рисовальщиков
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречались девушки, то для них был характерен разрыв с половой идентичностью, и они подчинялись мужским прав ...
Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF)
Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика ...
Реализация системного подхода в психологических учениях
Система – соединение, составленное из частей.
Принцип системности - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют (Ярошевский). Т.е. данный принцип требует рассматривать любое пс. явл-е как систему, несводимую к сумме своих элементов.
5 ...